Этнографическое путешествие по Алтайскому краю

150 наций и народностей осели за 300 с небольшим лет на территории Алтайского края. Яркие многонациональные фестивали демонстрируют оттенки этой насыщенной палитры. А несколько этнических и культурных общностей делятся с приезжими не только своеобразным танцевально-песенным наследием. Кумандинцы и мордва, немцы, старообрядцы и казаки воссоздают обычаи, угощения и ремесла своих предков, собирают по крупицам материальные свидетельства ушедших эпох. С их помощью гостям края открываются неведомые стороны жизни и таинственный мир прошлого.

Потомки «народа-лебедя»

К незамерзающему озеру Светлое в Алтайском крае, куда прилетают зимовать лебеди, туристы активно съезжаются в середине декабря. Озеро и его обитатели — символический центр праздника «Алтайская зимовка», открывающего зимний туристический сезон. На фоне воды с прекрасными птицами исполняет ритуальные танцы коренная народность Алтая — кумандинцы. Малочисленный этнос,  селившийся в труднодоступных местах, считает себя потомком человека-первоптицы. 15 лет назад в России насчитывалось чуть больше трех тысяч кумандинцев, основная их часть живет в Алтайском крае. Обряды и предания своего народа общины кумандинцев восстанавливают в Солтонском районе и Бийске. А в Красногорском районе ими воссоздан аил, где этно-фольклорный коллектив знакомит гостей с ритуалами предков, исполняет национальные танцы и песни на древнем языке, угощает приезжих самобытными кушаньями.

Наследники казачьих традиций

Дружины казаков были первыми посланцами российских императоров в Сибирь. Основанные ими крепости, редуты и остроги стали флагманскими военными поселениями на южных рубежах России. Для групп путешественников в крае разработан брендовый маршрут «Казачья подкова Алтая». Тур по 12 районам, где живут потомки донских и терских казаков, — по местам бывших укреплений Колывано-Кузнецкой оборонительной линии — продолжается больше недели. В станицах для гостей устраивают казачий разгуляй, показывают джигитовку и искусное владение оружием — клинками, шашкой и нагайкой, щедро накрывают столы.

В Быстроистокском и Краснощековском районах приезжих принимают на отдых родовые имения казаков, обустроенные на старинный лад. В селе Чарышском туристов рады взять на постой несколько сельских усадеб. Гостям играют казачий свадебный обряд, в их честь поет хор казаков. Историческая память о доблестных основателях станиц в концентрированном виде представлена  в коллекции Чарышского краеведческого музея.

В середине июля в казачьем селе Тулата отмечают «Петровки». Несколько дней Чарышский Народный дом русской традиционной культуры знакомит гостей с казачьей песенной традицией и ремеслами, устраивает вечерки и выводит на покос. Два больших праздника Алтайский казачий округ устраивает летом — в июне Шермиции на Сибирской земле проводят под Заринском, а в августе «Потомки Ермака» со всего края блещут удалью в Змеиногорске.  

Ревнители «старой» веры

Приверженцы древнего православного канона, бежавшие в XVII веке за Урал от гонений патриарха Никона, несколько десятилетий спустя разрозненными группами стали появляться в Алтайских землях. Во второй половине XVIII века, после царского указа о заселении Сибири «до Телецкого озера», на Алтай потянулись и староверы, прежде спасавшиеся в Польше и Прибалтике. Их самобытные костюмы и песенная культура стали основой репертуара Национального театра фольклорной музыки «Песнохорки». А на новую родину староверов-«поляков» — в село Сибирячиха Солонешенского района — гостей доставляет культурный центр «Солонешье».

Там в старинном интерьере русской избы туристы становятся участниками обряда окручивания невесты. В селе Туманово приезжих знакомят с бытовым укладом кержаков, а в Топольном приглашают водить хороводы на Троицу и на экскурсии в старообрядческий музей «Горница». На макушке лета в селе Искра собирают фольклорный праздник «Солонешенские узоры». Несколько дней ценители старины проводят на берегу реки Ануй, знакомясь с музеем народного быта, укладом и занятиями старожилов района, участвуя в реконструкциях семейных обрядов, ремесленных и гастрономических мастер-классах. Районный музей сторонников «старой» веры создан и в селе Солоновка Смоленского района. Посетив эти места, туристы угощаются блюдами местной кухни и приобретают натуральные продукты здорового питания из алтайского сырья — от чаев до продуктов пчеловодства — от компании «Алтай-Старовер».

Поднявшие целину

Волна столыпинских реформ на рубеже XIX и XX века принесла в край жителей южных регионов России, где земли было мало и она стала непомерно дорога. Так в степном Алтае появились немцы и украинцы. Жарче других сегодня привечает туристов диаспора с Украины в Романовском районе. В начале июля они затевают «Купальские забавы» у степных озер, накрывая столы затейливыми угощениями разных народностей, осевших на этих землях. А в конце июля украинцы «солируют» на соленых озерах на фестивале вареника «Всэ будэ смачно!». Вареники они делают с полсотней видов начинок: приезжих умеют удивить…

Сотни килограммов вареников в те же дни лепят и для гостей июльского межкультурного фестиваля в селе Борисово. Его устраивают мордовцы Залесовского района, собирая на «встрече друзей» игры, обряды, песни и кухню армян, марийцев, белорусов и других народов, населяющих Алтай.

В середине августа отведать немецкие традиционные блюда, сплясать немецкие танцы и принять участие в веселых национальных состязаниях туристов приглашают в село Гальбштадт Немецкого национального района. Культурные общины немцев со всего края отмечают здесь фестиваль летнего благоденствия — Зоммерфест.

С культурой народов края можно познакомиться и на больших праздниках — «День России на «Бирюзовой Катуни», «Ремесло — душа народа». Уникальное наследие, которое сохранено в удаленных уголках Алтайского края, любознательный человек может увидеть только во время путешествия.

Источник: https://russia.travel/journals/330325/