Строительство железной дороги

Трудно представить Новоалтайск без протяжных звуков, идущих от ж/д путей. Для приезжих – это непривычные звуки, а для коренных жителей – сродни колыбельной. А ведь 110 лет назад через город не проходило ни одного метра железной дороги.

С 1893 года начал подниматься вопрос строительства Алтайской магистрали для выхода на рынок всей России богатствам края: леса, пушнины, продуктам сельского хозяйства.

После окончания строительства Великой Сибирской магистрали вопрос о необходимости Алтайской дороги активней обсуждается в Правительственном аппарате, СМИ. Поддерживает необходимость строительства и переселенческое ведомство.

И вот, 10 февраля 1911 года Совет министров России принимает решение о строительстве Алтайской железной дороги: Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск с веткой до Бийска.

 Хотя на совещаниях межведомственной комиссии по постройке новых дорог при Министерстве финансов неоднократно до 1911 года рассматривались конкурирующие варианты Алтайской железной дороги: от Барнаула до станции Тайга, до Омска с веткой на Павлодар или Семипалатинск – Барнаул – Новониколаевск.

 Одобрили проект только в марте 1912 года Совет Министров и Государственный совет России, а в начале июня император Николай II Высочайше утвердил третий вариант проекта строительства Алтайской дороги с ответвлением на Бийск.

Отсыпка и укладка путей на юг от Великого Сибирского пути (сегодня Транссиб) начались сразу после одобрения. На участке Алтайская – Барнаул применялись два экскаватора на рельсовом ходу. Грунт возили на платформах. Но все-таки, основную работу делали крестьяне из близлежащих деревень, возившие все на грабарках (конные тачки).

Первые паровозы и вагоны доставлялись по Оби на баржах. До рельсов в Чесноковке (станция Алтайская) везли на лошадях в разобранном состоянии. Главную трудность представляла переправа через Обь. Мост построили только к концу сентября 1915 года, а уже 4 октября на перрон барнаульского вокзала прибыл первый поезд, проследовавший в Семипалатинск.

Алтайская железная дорога значительно упростила транспортировку алтайского зерна, мяса, масла за Урал.

Движение в те годы по железной дороге было небольшим. В сутки через станцию проходило 5-6 поездов, из них 2 – пассажирских.

Изменилось и мировоззрение чесноковцев, их представление о мире; оно стало шире. Скорость поездов, конечно отличалась от нынешней, но перестук вагонных колес стал с тех пор и поныне колыбельной для основного населения Новоалтайска.

 Большое значение дорога приобрела еще во время Первой мировой, гражданской войн, а в Великую Отечественную войну именно по ней в край были эвакуированы десятки крупных заводов с западной части СССР. В том числе и Алтайский вагоностроительный завод.

Сегодня бывшая Чесноковка, сортировочная станция Алтайская, считается одной из крупнейших на сети железных дорог России.

Больше об истории Алтайской железной дороги вы можете узнать в литературе, представленной отделом краеведения.

Дорога железная, а люди золотые: 90 лет локомотивному эксплуатационному депо Барнаул. — Барнаул : Алт. полиграф. комбинат, 2004. — 200 с. : ил.- Текст: непосредственный.

Станция Алтайская: как это все начиналось.. — Новоалтайск, 2003. — : ил ; 30.- Текст: непосредственный.