Спорт с хорошей историей

Горные лыжи —  один из самых древних спортивных снарядов в истории. Наскальные рисунки и находки, сделанные во время археологических раскопок, подтверждают, что древние люди использовали лыжи более 4000 лет назад. Лыжи были распространены в арктических регионах Евразийского материка.

В то время еще не существовало никаких специальных инструментов для тонкой обработки дерева, и форма у лыж могла быть только самой примитивной — вырезанные из куска дерева две прямые дощечки с загнутыми спереди носками. По некоторым сведениям, в северо-восточной части Евразии к лыжам снизу прибивали куски звериных шкур: вперед они скользили лучше, а назад при этом не «отдавали». Этот принцип используется в современных камусах — специальном покрытии лыж для скитура.

Позже, на протяжении Средневековья, лыжи использовались скандинавскими фермерами, охотниками и воинами. Известно, что в XVIII веке подразделения шведской армии устраивали тренировки и даже соревнования на лыжах.

Время трансформации

С середины XIX века лыжи начали постепенно приближаться к своему современному виду.

Норвежец Сондре Норхейм изобрел повороты в стиле «телемарк», создал первое крепление с ремешком на каблуках, а также популяризировал лыжи с продольным прогибом и боковым вырезом. Это существенно упрощало вход в поворот, особенно на склоне.

Если припомнить геометрические параметры современных лыж, то лыжи Норхейма примерно соответствуют универсальным лыжам All mountain. 

Веками в Европе лыжи вырезали из ясеня, прочного и упругого. (Кстати, этот сорт древесины и сейчас нередко применяют для производства деревянных сердечников горных лыж).

В 1880-х лыжи впервые стали делать из суперпрочного и при этом гибкого дерева гикори, растущего в Северной Америке.

Первые двухслойные лыжи были разработаны в Норвегии в 1893 году. Мастер Х. М. Христиансен использовал для них разные породы дерева. Жесткая основа из гикори или ясеня в сочетании с елью или липой делала лыжи более легкими и упругими. Такая технология оказалась эффективной и быстро распространилась среди других мастеров, став отправной точкой в производстве лыж многослойных конструкций.

Металлический кант, который позволяет лыжам не скользить на заледеневшем снегу и четко входить в повороты, был запатентован в 1926 году. Его изобрел бухгалтер из Австрии Рудольф Леттнер.

Горные лыжи сегодня: высокотехнологичный «бутерброд»

Сегодня все разновидности горных лыж производят из различных материалов, расположенных в несколько слоев.

«Одна из неотъемлемых характеристик лыж — это то, как ты их ощущаешь, — рассказывает профессиональный лыжник Мэтт Стербенц. —  Это чувство лыж в конечном счете является результатом взаимодействия тех материалов, которые использованы в конструкции».

Российские лыжи и сноуборды производятся по технологии «сендвич», где композитные материалы помещают с двух сторон от деревянного сердечника, а сверху (top-sheet) и снизу («скользяк») наносят слои специальных пластиков.

Сердечник

Это главный слой, «сердце лыж». Именно от сердечника во многом зависят ощущения от катания. И это, пожалуй, единственная деталь современных горнолыжных снарядов, которую по-прежнему делают из старого доброго дерева.

Хотя и не всегда: в составе самых дешевых лыж нет дерева. Их сердечники делают из вспененного материала. Единственное преимущество таких лыж — легкость, но по всем остальным параметрам они существенно уступают спортивным снарядам, в состав которых входит качественная древесина и современные композитные материалы.

Композитные слои

Хотя используемая в сердечнике древесина значительно влияет на стиль катания, все же индивидуальность лыжам придают те материалы, которые усиливают сердечник. В каждой лыже есть два основных композитных слоя —  сам материал, который фактически обеспечивает 50-80 процентов общей жесткости лыжи, и эпоксидная смола, удерживающая всю конструкцию.

Производители лыж чаще всего используют в качестве композита стекловолокно, но в последнее десятилетие на рынке спортивного снаряжения появились инновационные материалы, которые применяют в авиастроении и оборонной промышленности.

Толщина и форма слоев композита может быть разной. Материал может быть нанесен не на всю поверхность снаряда, а на отдельные части, за счет этого можно добиться различных характеристик лыж и сноубордов.

Наличие высокотехнологичных композитов в составе спортивного снаряда позволяет решать разные задачи: обеспечивает большую жесткость, гасит вибрацию, дает более высокую торсионную жесткость и более быстрый возврат горных лыж или сноубордов в исходную форму после исполнение трюка или разворота. Эти характеристики становятся все более важными с ростом мастерства райдера, но даже любитель почувствует разницу при катании.

Эпоксидные компаунды

При производстве горных лыж очень важно, какие именно слои мы склеиваем, но не менее важно, с помощью чего происходит соединение частей. Если нарушить технологию, слои распадутся от нагрузок.

Для производства горнолыжного инвентаря необходимо использовать профессиональные составы. До недавнего времени они производились только в Европе и США. Клей — один из самых дорогих компонентов в производстве горных лыж, если считать по цене за килограмм.

Материал базы («скользяк»)

Различные виды пластиков начали использовать для производства скользящих поверхностей горных лыж уже с конца 1940-х годов. Сейчас самым лучшим материалом для «скользяка» считается сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ). За счет высокой молекулярной плотности он идеально скользит, отлично гнется, устойчив к повреждениям и хорошо впитывает парафин.

Но для производства спортивных снарядов подходит далеко не любой СВМПЭ. Этот материал довольно широко используется в промышленности, но для производства горного снаряжения нужна особая, уникальная модификация, у которой должны быть два важнейших свойства:

  • способность образовывать очень тонкий, но сверхпрочный слой толщиной 1-2 мм,
  • способность к адгезии — приклеиванию.

Большинство модификаций СВМПЭ клеятся очень плохо. И только особый букет присадок (а также специальные методики физической обработки материала) позволяют обеспечить прочное сцепление «скользяка» и «сердечника» (внутренней части сноубордов или горных лыж).

Сейчас СВМПЭ для экстремального спорта производят всего три завода в мире. Все они находятся в Европе и США, и российским производителям лыж приходится покупать сырье через посредников, по высокой цене. В связи с геополитической напряженностью приобретение нужных компонентов стало только сложнее.

Более того, СВМПЭ обладает высоким экспортным потенциалом —  его готовы покупать заводы спортинвентаря в Китае, ведь при более лояльной цене и более низких транспортных расходах СВМПЭ из РФ будет обладать высоким качеством, сравнимым с европейскими аналогами».

Top-sheet (верхнее покрытие)

Top-sheet защищает лыжи от влаги и служит «холстом» для полета художественной мысли производителей лыж.

Top-sheet качественных спортивных снарядов делается из особого abs-пластика, устойчивого к ультрафиолету.

Рисунок на top-sheet можно нанести тремя способами: трафаретной печатью, сублимацией и прямой цифровой печатью. При трафаретной печати краска наносится на шаблоны и буквально вдавливается в top-sheet. Сублимация похожа на временную татуировку, когда рисунок сначала печатается на сублимационной бумаге, а затем при нагревании переносится на верхнее покрытие лыжи.

При использовании прямой цифровой печати материал top-sheet загружается в специальный принтер, который печатает идеально четкое изображение сразу на top-sheet. Самые яркие и детальные изображения на поверхность досок можно нанести именно таким способом.

Боковая стенка (сайдвол)

Тонкая боковая грань горных лыж называется сайдволл. На нее приходится значительная нагрузка, ведь именно она принимает на себя удары, контактирует с снегом, льдом, водой и паром.

Для ее укрепления используются различные технологии. Популярным решением в последние годы стало укрепление сайдвола полиуретаном, это прочный и гибкий материал.