Как привить детям интерес к новым знаниям

Зачем приобщать детей к науке?

Интернет сделал информацию доступной и повысил скорость её распространения, и это работает не только во благо – доступной и «вирусной» становится и ложная информация. Чтобы принимать верные решения в жизни и не попадаться на уловки мошенников, нам постоянно приходится разбираться, где миф, а где правда. И учиться этому нужно с детства.

Важно формировать критическое мышление: нужно учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. Формирование научного мышления с детства позволит выработать критическое мышление и развить сознательность.

Дети по своей природе – исследователи. Им в любом возрасте присущи любознательность, стремление экспериментировать и жажда новых впечатлений. И если взрослые создают благоприятные условия, в которых ребёнок может развиваться и изучать новое, то у него появляется шанс преуспеть в жизни.

Мышление и разные склады ума у детей: как определить и развивать?

В психологии встречаются разные классификации мышления. Согласно одной из распространённых классификаций типы мышления развиваются у ребёнка последовательно в разном возрасте.

Существует 4 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное – (дети с рождения) это мышление реализуется по принципу «Увидел → Сделал → Запомнил».
  2. Наглядно-образное – (к 4 годам) с развитием этого типа мышления ребёнок начинает выходить за пределы собственного опыта: анализирует, высказывает мнение, рассуждает.
  3. Словесно-логическое – (к 6 годам) ребёнок активно использует факты, предполагает, обобщает.
  4. Абстрактно-логическое – (к 7 годам и позднее) ребёнок учится выделять существенные свойства предмета и опускать несущественные, мыслить абстракциями – категориями, которых нет в природе. К таким категориям относятся цвет, кривизна, красота.

В младшем дошкольном возрасте обычно трудно определить склад ума у ребёнка, это возможно, когда у него появляется разная занятость. Психологи выделяют такие склады ума:

  • Гуманитарный – хорошо даётся изучение языков, быстро развивается хорошая связная речь
  • Математический – ребёнок мыслит логически чётко, хорошо видит причинно-следственные связи, выявляет закономерности
  • Пространственный – ребёнок хорошо воспринимает образы, визуализирует объекты по их описанию
  • Телесно-кинестетический – развитое владение своим телом, ребёнок учится в движении и манипулирует предметами, у него хорошо развито чувство времени
  • Музыкальный – чувствует ритм, использует разные интонации, хорошо воспринимает информацию на слух.

Определить склад ума можно, только попробовав занять ребёнка разными видами деятельности и посмотреть, что ему или ей больше нравится и что получается лучше всего.

Показать пример: как вести себя родителям?

Родители воспитывают детей и знакомят с тем, как устроен окружающий мир, они – пример для подражания. Если родители хотят заинтересовать ребёнка наукой и показать, что учиться чему-то новому – здорово, важно самим быть вовлечёнными в процесс.

Сейчас есть много бытовых опытов, которые можно провести вместе с ребёнком. Можно показать и рассказать о круговороте воды: подержать крышку над закипающей водой и посмотреть, как испаряется вода и как она собирается в капельки и падает с крышки. Объясните, что такой же процесс происходит, когда испаряется вода из водоёмов, а потом идёт дождь. С детьми можно выращивать кристаллы, делать радужный лёд, поместить яйцо в уксус и показать, как растворится скорлупа.

С детьми важно разговаривать тем языком, который они понимают. Дети любознательны, это потом в школе у них отбивают любознательность. Дети задают вопросы, и на них важно отвечать. Это не должно быть скучное или заумное объяснение, можно поступиться достоверностью ради простоты и понятности. Объясняйте так, чтобы у ребёнка появились новые вопросы – так, вопрос за вопросом, ребёнок втянется.

Помогают увлечь детей научно-популярные лекции и шоу с экспериментами, куда можно прийти вместе. Когда ребёнок понимает, что родитель – такой же человек и может чего-то не знать, то это сближает.

Главное – не лениться объяснять логику и причинно-следственные связи, а также и самому интересоваться наукой. Ведь если вы не находите на это время, то и ребёнок будет уверен, что наука не стоит того, есть куда более важные дела.

Почему увлечь ребёнка наукой может быть сложно?

Наука – это способ узнавать о мире посредством исследований, это длительный процесс. Современные дети любят быстро получать результат: это стоит учесть родителям, когда они будут что-то объяснять или показывать. Насильно интерес к науке не привить. Окружающие взрослые должны быть сами искренне увлечены познанием, чтобы заинтересовать ребёнка.

Родителям стоит помнить, что дети – не маленькие взрослые. Их психика и мышление развиваются постепенно, это важно учитывать. Бывают родители, которые хвастаются энциклопедическими знаниями ребёнка, а он при этом не умеет завязывать шнурки или пользоваться столовыми приборами. Всё делается в своё время, а интерес к науке не прививается насильно с помощью заучивания.

Дети стремятся узнать мир и разобраться в нём. Если на их вопросы не отвечать, то они потеряют интерес и перестанут их задавать. В такой ситуации вернуть интерес будет непросто, а наша система образования интересу к науке тоже обычно не способствует. Сложности возникают по многим причинам: учителя заняты отчётами, учебники непонятные, между предметами отсутствуют связи.

Учёба в школе редко воспринимается как что-то увлекательное и интересное. Родители могут сравнивать её со своей работой, объясняя ребёнку, что учиться – его обязанность. А обязанности обычно не бывают интересными. Отношение к учёбе может быть другим, если вовлекать в получение знаний игрой, ведь все любят играть. Методики геймификации обучения разрабатываются, но внедряются пока не так широко. Чаще мы сталкиваемся с переписыванием конспекта из учебника и заучиванием информации, а этим трудно увлечь ребёнка.

Как использовать принципы популяризации науки?

Популяризация – это перевод с языка научных терминов на человеческий. Это работает и как научная коммуникация, ведь в науке постоянно что-то происходит. Когда ты говоришь на языке, который люди понимают, то понимают и то, что ты объясняешь. Популяризация – это круто, потому что это будущее. Очень плохо, когда общество живёт в невежестве: магия и наука для человека необразованного не отличимы.

Популяризация упрощает научные сведения и процессы, и это неизбежно, ведь нужно объяснить, как что-то работает, людям, которые наукой не занимаются. Но именно эта простота и понятность позволяют привлечь людей и заинтересовать их. Возможностей приобщиться к науке в Казахстане становится всё больше во многом благодаря интернету, поэтому важнее заинтересовать ребёнка. Ведь при желании можно найти в интернете интересный научно-популярный контент: смотреть лекции и опыты, проходить интерактивные курсы, участвовать в международных олимпиадах.

Когда вы разобрались в каком-то вопросе и теперь объясняете его ребёнку, вы в какой-то мере тоже становитесь популяризатором. Упрощайте объяснение и отказывайтесь от нюансов до того момента, пока вы не меняете главную суть процесса. Дальше упрощать уже нельзя – получится миф.

Например, ребёнок спрашивает, действительно ли конфеты помогают работе мозга. В таком виде это утверждение не совсем правда: мозгу нужны не конфеты, а глюкоза. Расскажите об этом, не упрощая до конфет: для жизни и работы мозга нам нужна энергия, которую мы получаем из глюкозы. Когда мы едим, наша пища разбирается на составные части, и одной из таких частей может быть глюкоза. Получить нужную нам глюкозу можно из круп или макарон, фруктов, а ещё шоколада и конфет тоже. Но в шоколаде и конфетах есть не только глюкоза, но и много всего другого, и не всё из этого полезно и нужно нашему организму в таком количестве. Поэтому есть сладости можно, но не очень много, а мозгу и телу даст энергию хороший и вкусный обед.

Что читать и смотреть о науке родителям и детям?

А для совсем маленьких детей можно начать с мультфильмов: у «Смешариков» есть сезон «Наука для детей», где просто и интересно рассказывают о разных явлениях.

Родителям и детям постарше можно читать научно-популярные книги популяризаторов науки. Например:

  • «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то не прав! Научные исследования спорных вопросов» Аси Казанцевой
  • «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами» Ирины Якутенко
  • «Защита от тёмных искусств (почему люди склонны мистифицировать и верить в паранормальные явления)» Александра Панчина
  • «Делай космос!» Виталия Егорова.

Эти книги написаны простым и понятным языком, базовых знаний из школьной программы будет достаточно, чтобы со всем разобраться.

На YouTube много научно-популярных каналов для родителей и школьников, где затрагивают более сложные вопросы вроде того, как учёные редактируют гены или какими были наши предки: «Постнаука«, «НаукаPRO«, «Наука 2.0«, ScienceVideoLab, «Антропогенез.ру«, SciOne.