Виктор Цой — 30 лет спустя

Зачем же жизнь беречь, игра не стоит свеч,
Расстанься с ней без сожаления.
И все твои друзья забудут твою смерть,
Забудут твою смерть и день рождения.

Эти строки Виктор Цой написал для Сергея Тимофеева, для песни которую так никто и не услышал. В этих строках и проявлялась вся гениальность Цоя, как говорил сам Сергей Тимофеев.

Но Виктор Цой не забыт. В этом году 15 августа 30 лет со дня гибели легендарного музыканта, основателя популярной советской рок-группы «КИНО». 

Сложный, яркий, тернистый путь от художественного училища до огромных концертных залов и стадионов, заполненных поклонниками Цоя и группы «КИНО», был полон взлетов и падений, запретов на выступление и всеобщей любви ценителей рок-музыки.

Родился Виктор в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 21 июня 1962 года. Отец – Роберт Максимович, этнический кореец из Казахстана, инженер, мать – Валентина Васильевна, русская, коренная ленинградка, учитель физкультуры. Фамилия Цой одна из семи самых известных корейских фамилий.

Первый талант, который проявился у маленького Виктора – рисование. На выпускном из детского сада ему подарили книгу и сказали: «Это наш художник».

 Второй талант – музыкальный, был замечен воспитательницей на музыкальных занятиях. У мальчика было отличное чувство ритма, он мог легко повторить любую мелодию, отбивая её ладошками. В 1969 году Виктор пошел в школу. В третьем классе мама привела его в кружок рисования Дома пионеров и школьников. Потом в изостудию Дворца пионеров, именно в студии Валентине Васильевне сказали, что у них очень талантливый мальчик и посоветовали найти хорошего педагога. В 1974 году Витя начал посещать Художественную школу.

К окончанию восьмилетки Цой уже решил стать художником. В скором времени у Виктора появилось новое увлечение – музыка и игра на гитаре. После 8 класса Виктор Цой поступил в Художественное училище им. Серова, именно там и образовалась первая музыкальная группа «Палата №6» в которой он играл на бас-гитаре. Цой вылетел из училища потому что его уже интересовала не живопись, а гитара и поэзия.

В 1979 году Виктор поступил в СПТУ-61 на специальность резчик по дереву. Именно этот год становиться отправной точкой в карьере музыканта. Первые концерты и конкурсы в ДК с другими ребятами из СПТУ-61. «Палата №6» просуществовала до 1981 года, потом была группа «Гарин и гиперболоиды». Далее череда квартирников подпольных концертов и большого количество новых песен.  В коллектив входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский.

Однако вскоре Валинского призвали в армию, и состав поменял свое название: так появилась группа «КИНО», с тех пор состав менялся ещё не раз, присоединялись к группе различные музыканты: Александр Титов — бас-гитара, бэк-вокал, Алексей Вишня, Юрий Лебедев, Дмитрий Анашкин («Электростандарт», «Оркестр А»), Игорь Борисов («Цивилизации Z», «Нате!») — гитары; Андрей Крисанов — бас, Дмитрий Павлов, Андрей Сигле, Сергей Курёхин — клавишные, Роман Баринов, Сергей Бугаев — барабаны, Джоанна Стингрей — бэк-вокал. Последний состав группы: Виктор Цой — вокал, ритм-гитара, акустическая и 12-струнная гитара (1981-1990); Юрий Каспарян — соло-гитара, бэк-вокал (1983-1991); Георгий Гурьянов — драм-машина, ударные, бэк-вокал (1984-1991); Игорь Тихомиров — бас-гитара, бэк-вокал (1985-1991). Название группы выбрано почти случайно, как вспоминал Алексей Рыбин, перебирали множество слов, ничего толкового на ум не приходил и в какой-то момент Цоя привлекла светящаяся надпись на кинотеатре «Космонавт», и Виктор сказал: «…, пусть будет «КИНО»». Сам Виктор Цой в нескольких интервью говорил, что название группы должно быть максимально размыто, т.к. творчество группы может меняться.

Квартирники, концерты, вступление в Ленинградский рок-клуб, новые песни, новые альбомы. Всего при жизни Цоя было выпущено восемь альбомов: «45» (1982), «46» (1983), «Начальник Камчатки» (1984), «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Последний герой» (1989) и «Звезда по имени Солнце» (1989), какие-то из этих альбомов писались долго, некоторые были записаны стремительно, группа меняла студии звукозаписи, первые альбомы записать было очень сложно, т.к. не было нужных связей и студии звукозаписи были заняты. Помогали в этом случае знакомства с более знаменитыми музыкантами, таким как Борис Гребенщиков («Аквариум») и Майк Науменко («Зоопарк»).

За свою не долгую, но насыщенную жизнь Виктор Цой успел не только стать популярными музыкантом, но и снялся в нескольких фильмах: «Яй-Хха» (1986), «Конец каникул» (1986), «Асса» (1987), «Игла» (1987). Был еще один проект Рашида Нугманова с рабочим название «Цитадель смерти» (1990) в сотрудничестве с США и Японией, в котором должен был снятся Виктор в главной роли. Но… Виктор Цой погиб, фильм так и не сняли.  

Вокруг группы «КИНО» и личности Виктора Цоя ходило много легенд. Ещё при жизни Цой своим умеем держать публику, доводил её порой до безумия. Много говорили тогда и сейчас говорят, спустя много лет после его гибели, о магической энергии которую излучал Цой, напитывая ей своих фанатов.

Спустя 30 лет творчество группы «КИНО» остается актуальным. Появилось огромное количество ремиксов, кавер-версий, ценители слушают голос Виктора в записи. И до сих пор во многих дворах, домах, квартирах можно услышать игру не профессиональных гитаристов, исполняющих песни «КИНО». И далеко не всегда это современники Цоя, в основном это молодое поколение немного бунтарское, дерзкое, смелое, чьи сердца требуют перемен.

Творческие коллективы нашего города не исключение. Совместно с   музыкальной группой «Black Jet» руководитель Сорокин В.Н. (ГДЮЦ г. Новоалтайска), мы подготовили для вас видеоклип ко дню памяти Виктора Цоя.

В нашей библиотеке вы может прочесть книги о советской и мировой рок-культуре:

Марочкин, Владимир Владимирович. Легенды советского рока: издания для досуга / В. В. Марочкин. — Москва : АСТ, 2017. — 272 с.

12 апреля 1961 года мир изменился. Новое время требовало новых песен, новой музыки и новых ритмов. Известный французский музыкальный критик Жоклен Де Нобль писал: «После полета Гагарина мировой эстраде, забуксовавшей и не отвечавшей требованиям своей эпохи, нужны были перемены, необходимо было срочное переливание крови». И новая музыка появилась. Почувствовав себя в самом эпицентре прогресса, молодые люди взялись за преображение своего родного дома.

Как это ни удивительно, но рок-музыка получила первый толчок именно из нашей страны. А к нам эта энергетика вернулась новыми красивыми мелодиями.

Удивительные истории советского рока. Книга основана на реальных событиях.

Фристоун, Питер. Фредди Меркьюри: воспоминания близкого друга / П. Фристоун. — Екатеринбург ; М. : У-Фактория; АСТ МОСКВА, 2008. — 350 с.

Фредди Меркьюри (настоящее имя Фарух Булсара) родился в Занзибаре, переехал с семьей в Англию, закончил художественный колледж в Илинге. Учась в школе, играл в разных группах. В 1970 году стал солистом Queen. С выходом первого альбома группа приобретает популярность, а Фредди Меркьюри — любовь и известность во всем мире. Он скончался в 1991 году от тяжелой пневмонии, вызванной СПИДом. Книга написана ближайшим другом музыканта, бывшим свидетелем его творческих взлетов и жизненных разочарований.

Житинский, А. Н. Путешествие рок — дилетанта: музыкальный роман / А. Н. Житинский. — Л. : Лениздат, 1990. — 415 с.

Сначала были публикации в ленинградском журнале «Аврора». Именно там и родился рок-дилетант. С его появлением русский рок, до тех пор перебивавшийся самиздатовскими машинописными журналами, получил собственную постоянную трибуну в «официальной» периодике. В 1990 году, когда русский рок уже окреп, повзрослел и вышел из клубов на стадионы, рок-дилетант выпустил свои записки отдельным изданием… С тех пор прошло 15 лет. Достаточный срок, чтобы в роке появилось новое поколение музыкантов и слушателей. И недостаточный, чтобы ушло старое… Эта книга — для них и про них.

Забродин, Г. Д. Рок: искусство или болезнь? / Г. Д. Забродин, Б. А. Александров. — М. : Сов. Россия, 1990.

Около трех десятилетий назад появилась на свет музыка в стиле рок. С тех пор она стала популярной во многих странах мира, в том числе и в Советском Союзе, и число ее поклонников продолжает расти. Однако, по сути дела, еще никто не проанализировал истоки рока, его социальную роль, влияние на организм человека. В данной книге впервые делается попытка взглянуть на рок с точки зрения науки. В частности, авторы — психиатр и журналист — показывают, как эта музыка губительно действует на здоровье молодых людей, зачастую разрушает личность, рвет социальные связи.

Рок музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. — Москва: Книга, 1990. — 384 с.

Данная книга является первым изданием такого рода в стране. Авторы попытались поместить на его страницах как можно больше информации, рассказать то, что было недосказано, вычеркнуто, забыто за 25 лет жизни советской рок-музыки — с середины 1960-х годов. Помимо стандартных известных групп и исполнителей, вы найдете здесь сведения о рок-клубах и рок-фестивалях, об основных направлениях нашего рока, о каждой из региональных рок-школ — «ленинградский рок», «свердловский рок», «эстонский рок» и др., о его терминологии, а также об истории, экономике и социологии.