Безопасная среда дошкольника
Обзор литературы
По словам известного психолога Ирины Корчагиной, родители издревле пеклись о безопасности своих чад, потому и придумывали страшные сказки. Одна из них – про Красную Шапочку. Такие сказки в наше суровое время особенно актуальны. Мы предлагаем обзор литературы, которая поможет взрослым объяснить ребенку как избежать сложных ситуаций, научить его быть осторожным и внимательным, а также организовать пространство, где ребенок будет чувствовать себя вне опасности.
Мы не можем находиться с нашим ребенком постоянно, но научить его правилам безопасности – в наших силах. Сделать этот процесс обучения ненавязчивым, интересным и осознанным предлагает Е.Ульева в книге «Безопасность превыше всего, или Как уберечь ребенка от любых опасностей и угроз». С помощью практических советов, игр, рассказов, сказок, упражнений ребенок легко усвоит необходимые правила поведения дома, во дворе, на улице и в транспорте, на природе, у воды, зимой.
И. Корчагина в своей книге «Как уберечь своего ребенка от реальных опасностей» рекомендует родителям маленьких детей внимательно читать своим детям сказки, и не просто читать, а обсуждать, комментировать, анализировать, переносить на современную жизнь. Сказка должна стать для ребенка инструкцией, как вести себя в критических ситуациях.
Светлый и наивный душевный мир детства нуждается в особой заботе со стороны взрослых. Проявите такую заботу, объяснив ребенку, что им могут встретиться люди — «волки» в овечьей шкуре. О хитростях и уловках маньяков, педофилов, в том числе в Интернете рассказывает в книге «Как уберечь ребенка от опасных людей» К. Важенина.
С детьми старшего дошкольного возраста можно обсудить правила безопасного поведения в самых разных жизненных ситуациях, представленных в книге психолога И. Чесновой «Как вести себя в опасных ситуациях». Например, как вести себя с незнакомцами, как безопасно взаимодействовать с животными, как правильно вести себя на улицах города и на природе?
Тему адаптации дошкольников к условиям детского сада вы найдете в книге Калининой Р. «Прикоснись к душе ребёнка» — о благоприятной атмосфере в группе, игры на освоение окружающей среды, знакомство и дружба с детьми и другие вопросы.
Автор Агаджанова С. Н. в книге «Как не болеть в детском саду» также рассказывает о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад и что нужно делать дома, чтобы он не болел.
Последовательность в поведении родителя дает ребенку ощущение стабильности и предсказуемости внешнего мира. Маленький человек ощущает границы своих возможностей, что в этом возрасте очень важно, ведь именно родитель является гарантом его безопасности и ведущим в паре взрослый – ребенок. Поэтому советы А. Безингер и Н. Васильевой из книги «Пора в детский сад! Самоучитель для родителей» помогут подготовить ребенка в детский сад как психологически, так и в плане навыков, которые помогут ему быть более самостоятельным.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Как научить ребенка дошкольного возраста следовать этой формуле? Обратимся к книге «Детская безопасность» В. Шипуновой, в которой родители найдут дидактические беседы и упражнения, образовательные проекты, подвижные и сюжетно-ролевые игры, произведения фольклора и детской художественной литературы по правилам дружелюбной дороги, пожарной безопасности, безопасного движения, обращения с окружающими предметами, существами, явлениями.