Безопасная среда дошкольника

Обзор литературы

По словам известного психолога Ирины Корчагиной, родители издревле пеклись о безопасности своих чад, потому и придумывали страшные сказки. Одна из них – про Красную Шапочку. Такие сказки в наше суровое время особенно актуальны. Мы предлагаем обзор литературы, которая поможет взрослым объяснить ребенку как избежать сложных ситуаций, научить его быть осторожным и внимательным, а также организовать пространство, где ребенок будет чувствовать себя вне опасности.

Мы не можем находиться с нашим ребенком постоянно, но научить его правилам безопасности – в наших силах. Сделать этот процесс обучения ненавязчивым, интересным и осознанным предлагает Е.Ульева в книге «Безопасность превыше всего, или Как уберечь ребенка от любых опасностей и угроз». С помощью практических советов, игр, рассказов, сказок, упражнений ребенок легко усвоит необходимые правила поведения дома, во дворе, на улице и в транспорте, на природе, у воды, зимой.

И. Корчагина в своей книге «Как уберечь своего ребенка от реальных опасностей» рекомендует родителям маленьких детей внимательно читать своим детям сказки, и не просто читать, а обсуждать, комментировать, анализировать, переносить на современную жизнь. Сказка должна стать для ребенка инструкцией, как вести себя в критических ситуациях.

Светлый и наивный душевный мир детства нуждается в особой заботе со стороны взрослых. Проявите такую заботу, объяснив ребенку, что им могут встретиться люди — «волки» в овечьей шкуре. О хитростях и уловках маньяков, педофилов, в том числе в Интернете рассказывает в книге «Как уберечь ребенка от опасных людей» К. Важенина.

С детьми старшего дошкольного возраста можно обсудить правила безопасного поведения в самых разных жизненных ситуациях, представленных в книге психолога И. Чесновой «Как вести себя в опасных ситуациях». Например, как вести себя с незнакомцами, как безопасно взаимодействовать с животными, как правильно вести себя на улицах города и на природе?

Тему адаптации дошкольников к условиям детского сада вы найдете в книге Калининой Р. «Прикоснись к душе ребёнка» — о благоприятной атмосфере в группе, игры на освоение окружающей среды, знакомство и дружба с детьми и другие вопросы.

Автор Агаджанова С. Н. в книге «Как не болеть в детском саду» также рассказывает о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад и что нужно делать дома, чтобы он не болел.

Последовательность в поведении родителя дает ребенку ощущение стабильности и предсказуемости внешнего мира. Маленький человек ощущает границы своих возможностей, что в этом возрасте очень важно, ведь именно родитель является гарантом его безопасности и ведущим в паре взрослый – ребенок. Поэтому советы А. Безингер и Н. Васильевой из книги «Пора в детский сад! Самоучитель для родителей» помогут подготовить ребенка в детский сад как психологически, так и в плане навыков, которые помогут ему быть более самостоятельным.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Как научить ребенка дошкольного возраста следовать этой формуле? Обратимся к книге «Детская безопасность» В. Шипуновой, в которой родители найдут дидактические беседы и упражнения, образовательные проекты, подвижные и сюжетно-ролевые игры, произведения фольклора и детской художественной литературы по правилам дружелюбной дороги, пожарной безопасности, безопасного движения, обращения с окружающими предметами, существами, явлениями.

посмотреть список литературы

Агаджанова, С. Н.
Как не болеть в детском саду [Текст] : научно-популярная литература / С. Н. Агаджанова. — М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 144 с.

Безингер, А.
Пора в детский сад! [Текст] : самоучитель для родителей / А. Безингер, Н. Васильева. — М. ; Ростов н / Д : Суфлёр, Феникс, 2013. — 125 с. : ил .

Важенина, К. Е.
Как уберечь ребёнка от опасных людей [Текст] : книга для родителей и не только / К. Е. Важенина. — СПб. : Речь, 2010. — 157 с.

Вдовиченко, Любовь Александровна
Ребёнок на улице. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. А. Вдовиченко. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. — 94 с.

Гарнышева, Татьяна Петровна
ОБЖ для дошкольников [Текст] : планирование работы, конспекты занятий, игры / Т. П. Гарнышева. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. — 128 с

Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2000. — 94 с.

Калинина, Р. Р.
Прикоснись к душе ребёнка [Текст] : научно-популярная литература / Р. Р. Калинина. — СПб. : [б. и.], 2011. — 160 с. : ил. — (Речь о детях).

Колпакова, Ольга
Весёлые Основы Безопасности Жизни для малышей [Текст] : методический материал / О. Колпакова. — Москва : Белый город, Воскресный день, 2014. — 144 с. : ил ; 29. — (Моя первая книга)

Корчагина, И.
Как уберечь своего ребёнка от реальных опасностей [Текст] : научно-популярная литература / И. Корчагина. — Ростов н / Д : Феникс, 2014. — 251 с. — (Психологический практикум )

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] : планирование работы, беседы, игры. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. — 240 с.

Ульева, Елена Александровна
Безопасность превыше всего, или Как уберечь ребёнка отлюбых опасностей и угроз [Текст] : энциклопедия / Е. А. Ульева. — Ростов- на-Дону : Феникс, 2019. — 143 с ; 25. — (Энциклопедия для мам)

Чеснова, Ирина Евгеньевна
Как себя вести в опасных ситуациях [Текст] : научно-популярная литература / И. Е. Чеснова. — Москва : [б. и.], 2019. — 63 с : ил. ; 20. — (Каждый ребёнок желает знать)

Шипунова, В. А.
Детская безопасность [Текст] : учебно-метод. пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / В. А. Шипунова. — М. : Цветной Мир, 2013. — 96 с. — (Современный дет. сад)