Экология глазами детей

Читателям библиотеки-филиала №7 от 8 до 11 лет, прочитавшим от 1 до 5 книг о природе, в июле предложили анкету. Набор вопросов на тему «Экология и я» включал несколько категорий: понимание экологических терминов, знание о защите окружающей среды, осознание экологической ответственности и эмоциональное восприятие произведений писателей – натуралистов. Участниками исследования стали 40 человек.
На вопрос «Что такое «экология»? 47,5% респондентов дали определение «экологии» как науки о природе. Правильно определили «экологию» как науку, изучающую взаимодействие живых организмов с окружающей средой – 42,5%. Небольшая доля респондентов (5%) считает «экологию» наукой о поведении человека, а еще 5% вовсе не знают, что такое «экология».
На вопрос «Что вы думаете о состоянии окружающей среды?» 72,5% детей ответили, что окружающая среда находится в опасности. А 17,5% считают, что природе ничего не угрожает. Затруднились ответить -7,5%, а 2,5% сказали, что их не интересует эта тема.
На вопрос «Каким образом человек разрушает природу?» 100% детей ответили, что человек засоряет планету. При этом 57,5% опрошенных отметили два- три варианта ответа, что говорит о том, что они обладают пониманием причин и последствий разрушения окружающей среды. Часто выбираемыми вариантами ответа еще стали: уничтожении зверей (45%) и вырубка деревьев (55%). Только один вариант ответа выбрали 42,5% опрошенных, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности опрошенных.
Спектр ответов на вопрос о влиянии наличия мусора вокруг на настроение во время прогулки выглядит так:
— у большинства опрошенных (65%) настроение на прогулке зависит от наличия мусора или экологического загрязнения. Для этих детей чистое окружение во время прогулки является важным фактором позитивного расположения духа;
— 27,5%, указывают на то, что наличие мусора или загрязнения влияет на их настроение, но, есть некоторые исключения. Иногда они не обращают на это внимания или им удается проигнорировать.
— 2,5% детей считают, что грязь вокруг мало влияет на их настроение. Вероятно, они менее чувствительны к этому фактору или у них другие способы поддержания настроения во время прогулки.
— у 5% опрошенных наличие мусора не отражается на психологическом тонусе во время прогулки . Возможно, они не обращают на это внимания или им удается оставаться позитивными, независимо от окружающей среды.
Вопрос о наличии в нашем городе экопунктов для сдачи мусора для вторичной переработки позволил выявить следующее:
— 37,5% детей заявили, что в городе нет экопунктов для сдачи мусора, но они бы хотели ими воспользоваться;
— 42,5% детей сообщили, что в Новоалтайске есть экопункты для сдачи мусора и они ими пользуются (вероятно, речь идет о мусорных баках для сбора пластика);
— 5% детей утверждают, что в городе нет экопунктов и они не хотят ими пользоваться;
— 15% детей знают о существовании экопунктов в их городе, но самостоятельно ими не пользуются.
Большая часть опрошенных детей (80%) уже пользуются экопунктами и выражают желание их использовать. Это является обнадеживающим знаком- сознание и интерес детей к возможностям вторичной переработки мусора растут.
Анализ ответов младших школьников на вопрос о желании убрать мусор при его виде выглядит так:
— у 45% младших школьников возникает сильное желание убрать мусор, когда они видят его поблизости;
— у 55% участников появляется желание убрать мусор, однако оно не является сильным.
Дети демонстрируют интерес к поддержанию чистоты в окружающей среде, хотя степень вовлеченности в уборку различная.
К экологическим проблемам Новоалтайска отнесли: наличие большого количества мусора, в котором виноваты люди, и загрязнение атмосферного воздуха автомобилями. Обратили внимание на вырубку деревьев; выразили обеспокоенность нечастым вывозом мусора или недостаточным количеством пунктов для его сбора. Указали на отсутствие или недостаточное количество пунктов переработки мусора и экологических станций.
Изучение ответов на вопрос что чувствуют дети, после прочтения книги о природе показал, что распространенным эмоциональным откликом, вызываемым прочтением книг о природе, является желание узнать больше на данную тему. 62% опрошенных ребят заявили, что чтение таких книг пробуждает в них любопытство и вызывает желание познать природу глубоко. Это свидетельствует о положительном воздействии чтения на их развитие и формирование познавательной активности. Интересно отметить, 17,5% опрошенных ребят выразили стремление стать защитниками природы после прочтения книг по экологической тематике. Факт свидетельствует о сильном воздействии, которое оказывает чтение книг о природе на формирование экологического сознания и поощряет детей думать о сохранении окружающей среды и принимать активное участие в ее защите. В заключение дети ответили «Что бы вы сделали для сохранения природы, если бы были волшебниками?» Большинство детей выразили желание очистить планету Земля от загрязнений. Они бы восстановили численность редких животных, чтобы они могли жить и размножаться в своих естественных средах. Дети также указали на необходимость очистки воздуха от вредных веществ и загрязняющих веществ, чтобы могли вдыхать чистый и свежий воздух. Затем ученики предложили идею о создании заклинания, которое бы заставило людей убирать мусор и не убивать редких животных. Это было бы замечательно, ведь каждый должен нести ответственность за нашу планету и быть бережным к ее обитателям. Другая интересная идея младших школьников заключалась в создании заводов для переработки мусора, которые помогли бы уменьшить количество отходов. Некоторые предложили создать машины, которые не загрязняют воздух. Это было бы просто замечательно, если бы люди могли передвигаться по городу на автомобилях, не выбрасывающих вредные вещества и не загрязняющих атмосферу. И, конечно, дети продемонстрировали свою великолепную фантазию, предложив идею создания «бесконечных деревьев». Они считают, если бы были такие деревья, люди могли бы не только обеспечить себя чистым воздухом, но и иметь неограниченный доступ к природным ресурсам.
В целом, ответы младших школьников показали, что они осознают важность сохранения природы. Сегодня они готовы принять ответственность за будущее нашей планеты и делать возможное, чтобы защитить ее природные богатства. Младшие школьники осознают проблемы в окружающей среде и экологическую ситуацию в своем городе. Ответы указывают на необходимость принятия мер для улучшения экологической обстановки в Новоалтайске: улучшение системы уборки и сортировки мусора, контроль выбросов вредных веществ и сохранение зеленых насаждений.