Читаем природу

В современном мире есть много вещей, отвлекающих подростков от книг, – это и телевизоры, и компьютеры. Поэтому падение интереса к чтению – одна из основных проблем подрастающего поколения. Этой проблемой занимаются педагоги, родители, библиотекари и все, кто заинтересован в интеллектуальном развитии детей и молодежи. В помощь учителям и организаторам досуга издается множество методической литературы и различных журналов. Среди них ежемесячный журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем», который выходит в свет более 20 лет. С таким проводником в мир знаний все мы – и педагоги, и ученики, и библиотекари – действительно читаем, учимся, играем! 21 век – это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская и советская классика, классическая поэзия. Она формирует в человеке любовь к природе, уважение к отчему дому. «Природа! Она вечно говорит с нами!» — писал когда-то великий Гёте. Глубокий смысл этих слов поэта в напоминании нам о том, что между человеком и природой постоянно идёт диалог. Причём не столько мы с ней разговариваем, сколько она с нами. Но всегда ли человек слышит её голос? Ответ на этот вопрос – главная тема художественной литературы о природе и её отношениях с человеком. Много русских и зарубежных писателей посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать природу во всем ее многообразии и неповторимости.
Представляем подборку сценариев из журнала-сборника «Читаем, учимся, играем», в основе которых произведения писателей, посвященные тайнам природы и познавательным путешествиям.

Обзор материала может быть широко использован учебными заведениями, учреждениями культуры для подготовки и проведения культурно-просветительских мероприятий:
Адаева Е.С. Удивительные приключения на необитаемом острове // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №11. – С. 33 – 39.


Квест для любителей приключений, путешествий, ценителей прекрасной природы по мотивам романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», для учащихся 5-6 классов.
Бреднева М.В. По следам отважных полярников // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №10. – С. 65 – 75.


Увлекательный исторический квест по дорогам Арктики. Участникам предстоит пройти три локации «Арктический маяк», «Полярные первопроходцы», «Курс – вечность», для учащихся 7-10 классов.
Вильховецкая В. М. Кладовая счастья: сценарий мероприятия посвящен жизни и творчеству писателя-натуралиста М. М. Пришвина для 4-6 классов // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 11. – С. 6 – 8.


Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях часто обращался к вечным темам: человеколюбию и влиянию человека на природу. Он написал несколько произведений, но наиболее известной стала сказка-быль «Кладовая солнца» о детях, оставшихся в тяжелое военное время без взрослых. В сценарии используются стихи посвященные писателю и его творчеству, а также инсценировка, поставленная по его известному произведению.
Вицен С.В. Верхом на ядре с бароном Мюнхаузеном // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №3. – С. 32 – 38.


Как вырастить на голове у красавца-оленя вишневое дерево, полететь, оседлав пушечное ядро, а так же загнать настоящего коня на крышу об этом можно узнать из книги Р. Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена», по мотивам которой создано это мероприятие, для учащихся 6-7 классов.
Глубоковских М.В.Тайна карты старого Флинта // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №12. – С. 35 – 42.
Навстречу приключениям в поисках пиратского тайника с книгой Р.Стивенсона «Остров сокровищ» отправляются учащиеся 5-7 классов в данном сценарии квест-рума.
Голубева Е.В. Зайцева Л.А., Беркутова А.Н.В поисках древнего племени Урух-Далх/ // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №12. – С. 6 – 12.


Экспедиция отправляется в опасное путешествие – на раскопки в пещеры Кальдеры, чтобы найти там следы древнего племени. Квест по книге Е. Рудашевского «Солонго.Тайна пропавшей экспедиции», для учащихся 6-8 классов.
Ковальская, Марина Владимировна.
В окружении добрых и умных друзей / М. В. Ковальская // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. — 2022. — Вып. 2. — С. 28-34 : ил.


Факты из биографии талантливого писателя К. Г. Паустовского и сюжеты его знаменитых произведений. Игровые программы по сюжетам рассказа «Теплый хлеб», повести «Мещерская сторона». С викториной, кроссвордом. Для учащихся 6-7-х классов.
Макарова А.О. Суровые покорители фьордов // Читаем, учимся, играем. – 2017. – №8. – С. 97 – 102.


Они были умелыми воинами, мореходами, удачливыми торговцами и первооткрывателями. Благодаря фильмам и комиксам многие представляют викинга здоровенным детиной в рогатом шлеме, стоящим на носу корабля-дракона — с огромным двуручным топором. Но так ли это на самом деле? Об этом ¬сценарий интерактивной беседы для учащихся 5-7 классов.
Романова Е. Н. Вслед за волшебным колобком: литературная игра-путешествие по произведениям М. М. Пришвина для учащихся младшего и среднего возраста // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 5. – С. 15-22.


Сценарий литературной игры включает информацию о биографии и творчестве М.М. Пришвина и путешествие с семью остановками: «Берендеева чаща, «Блудово болото», «Золотой луг», «Край дедушки Мазая» и другие. Учащиеся будут играть, отгадывать загадки, выполнять задания, участвовать в конкурсах. Все это им позволит еще лучше узнать произведения М. М. Пришвина, а также познать мир природы.
Фадеева Г.Ю.Дневники бесстрашного следопыта // Читаем, учимся, играем. – 2022. – №12. – С. 43 – 53.


В 2023 году отмечается 100 лет со времени первой публикации повести В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Познакомиться с биографией исследователя, ученого и писателя В.К. Арсеньева приглашает учащихся 6-10 классов автор этого мероприятия, которое сопровождается презентацией ,посвященной В.К. Арсеньеву, его экспедициям и книгам. Для книг писателя-путешественника характерны сочетания научной обстоятельности с увлекательностью изложения, тонкое чувство природы, лаконизм и красочность языка.


Приходите, знакомьтесь, узнавайте!