Технологии, которые изменили нашу жизнь за 20 лет

За последние 20 лет жизнь изменилась так сильно, что в сравнительных пропорциях это равно доброй сотне предыдущих лет

Еще в 2000-м мы перематывали кассеты карандашом — потому что это было быстрее, да и магнитофону отдохнуть надо было. А сейчас недовольны, что видео онлайн тормозит на 4К.

Соцсети и цифровой маркетинг

Фейсбук появился в 2004 году. Примитивная поначалу «книга лиц» превратилась в самый подробный и удобный каталог для рекламодателей. В мире насчитывается более 4 миллиардов пользователей соцсетей, заходящих в них каждый месяц.

Есть такое мнение: «Если вы получаете что-то бесплатно, то вы не клиент, вы — товар». В мае 2019 директива Европарламента приравняла сбор личных данных к форме оплаты, после чего Фейсбук убрал слоган о бесплатном доступе со страницы регистрации. Это честно: во всех крупных соцсетях мы меняем приватность и себя как потребителей рекламы на удобство общения и контент.

Соцсети позволяют персонализировать рекламное сообщение и показывать его только тем пользователям, которые с большей вероятностью кликнут и купят. Билборды, баннеры на сайтах, ролики по ТВ и радио — это огонь из пушки по воробьям. Таргетированная реклама в соцсетях — это прицельная стрельба. Под прицелом не только общие данные вроде возраста и города, но и такие специфические, как набор интересов и даже тип устройства, с которого пользователь заходит в соцсеть.

Как было раньше

Топорная реклама демонстрировалась всем подряд, из-за чего была неэффективной. Но площадки продавали именно показы, напирая на количество контактов аудитории с вашей рекламой. Можно было сливать бюджеты на баннеры и ролики в ожидании чуда. Ушедший пользователь почти всегда был равен не купившему. Ушлые веб-мастера разводили предпринимателей на дорогие сайты-визитки и интернет-магазины, пользуясь технической безграмотностью заказчиков. Теперь часто можно обойтись без отдельного магазина, продавая в соцсетях или на маркетплейсах.

Маркетплейсы и доставка

Если для интернет-магазина можно провести аналогию с отдельно стоящим павильоном, то маркетплейсы — это большие привокзальные рынки. Здесь также можно арендовать точку и продавать. Сделать это гораздо быстрее, чем создавать собственный интернет-магазин: зарегистрировались, заплатили, разместили фото и описания товара. Аудиторию площадка чаще всего приведет сама: она заинтересована в том, чтобы здесь было много продавцов и покупателей.

2020 год стал годом коммерческой доставки. Ее не организовал у себя в компании только ленивый: рестораны открывают «темные кухни», ритейлеры «темные магазины» — они работают исключительно на доставку. Карантин породил и так называемую бесконтактную доставку: вы можете попросить курьера оставить посылку около двери и потом забрать ее сами. Сотни курьеров в разноцветных куртках снуют по городу, доставляя еду из ресторанов и баров.

Как было раньше

Мерили за шторкой на картонке. Искали нужное, прочесывая ряды и запоминая цены. Многим по-прежнему важно посмотреть вещь в офлайне и поторговаться — это нормально. Но учитывая рост ассортимента и потребления, без маркетплейсов и услуг по доставке на дом сейчас пришлось бы туго. У многих онлайн-витрин есть точка в реальном мире, но ведь покупателям куда удобнее находить, сравнивать и делать заказы из дома.

Айфон и мобильные покупки

Айфон сам по себе изменил коммуникации, развлечения и в целом пользовательский опыт. Но что особенно важно, стал локомотивом прогресса. Уже есть телефоны с более крутыми камерами, с большим объемом памяти, но десяток лет с 2007 года айфон задавал темп развитию отрасли. Именно там впервые появилась полноценная геолокация по GPS-модулю, сенсорный экран, цепочки СМС для каждого контакта и акселерометр.

В 2008 году появляется Apple Store с первыми приложениями. С тех пор эпловский магазин софта вырос до миллионов программ, игр и утилит. Это тысячи рабочих мест и миллиарды долларов, заработанных разработчиками софта. А на Play Market для андроида обороты еще больше!

Смартфон есть примерно у 3,5 миллиардов человек, из них половина используют гаджет для покупок в интернете (заказа и оплаты), почти все общаются в мессенджерах. Объем продаж всей мобильной коммерции в 2020 году вырос до 2,92 трлн долларов, а мобильный трафик в целом давно превысил десктопный. На фоне таких тенденций компании, которые не оптимизируют свои сайты под мобильные гаджеты (включая голосовой поиск) и не работают с покупателями в мессенджерах, оказываются в отстающих.

Как было раньше

Да никак. Хоть термин «смартфон» и появился в 2000 году, первым по-настоящему умным телефоном стал айфон. Если бы не планка, заданная Apple, может, до сих пор в ходу остались раскладные КПК с клавиатурой и стилусом. А еще мы покупали бы больше жвачек в прикассовой зоне: после выхода айфона продажи жевательной резинки упали на 15%, ведь люди стали смотреть на экран, а не по сторонам.

«Облака» и CRM

Объединяем в один пункт, ведь всё это сервисы для эффективной работы, продаж, взаимодействия внутри команды и с клиентами.

Облачным технологиям почти 70 лет, но в привычном виде мы знаем их с 2008 года, когда Google представила App Engine, предшественника своего «облака». Польза облачных решений стала очевидной, когда рост скорости и проникновения интернета обусловили кратный рост трафика — как в пользователях, так и в гигабайтах. Интернет-магазины, маркетплейсы, медиа, IT-компании столкнулись с проблемой: понадобились мощные вычислительные ресурсы для хранения и обработки данных.

Арендовать часть сервера с «мозгами» и жестким диском куда выгоднее и проще, чем покупать, настраивать и обслуживать дорогое оборудование, которое может использоваться только на треть, а на две трети простаивать. С облачными сервисами всё честно: что потребляете — за то и платите. А с 2006 года у каждого владельца электронной почты на Gmail есть свое «облако» для хранения и коллективной работы с документами, таблицами и формами.

Следующий уровень коллективной работы — таск-менеджеры, где можно ставить задачи, вести проекты и управлять командой. Это удобнее и быстрее, чем блокнот, магнитная доска, дебри переписок и папок на виртуальном диске. Но в таск-менеджерах нет инструментов для продаж, аналитики и работы с клиентами. Поэтому появление CRM было закономерным этапом развития бизнес-софта в широком смысле.

Во время пандемии особенно важными стали безопасные коммуникации внутри команды.

Как было раньше

Сисадминские комнаты с грудой пыльных системников в каждой более-менее крупной компании. Передача файлов на флешках и по FTP. Путаницы с версиями файлов и согласованием. Задачи в блокнотах и на флипчартах, поиск переписок. Примитивный учет сделок и историй продаж в экселе. Вся эта работа велась кое-как, медленно и неэффективно.

Блокчейн и криптовалюта

Это цепочки децентрализованных электронных блоков. В них можно хранить любую информацию в зашифрованном виде. Блоки нельзя подделать, удалить или переписать. Что записано в блокчейн, то не вырубишь топором. Технология стала отличным решением для тех ситуаций, где требуется надежное шифрование данных и гарантированное подтверждение чего-либо. Сертификаты, чеки транзакций, договоры, реестры прав собственности — всё это нельзя подделать, если оно оформлено на блокчейне. А еще блокчейн — это гарантия защиты от подделок, залог снижения себестоимости товаров и услуг.

Криптовалюты — частный случай использования блокчейна, очень важный для будущего электронных платежей и, возможно, мировой экономики. Из хайпа и раздолья для мошенников «крипта» постепенно становится надежным инструментом для расчетов и инвестирования. Несколько месяцев назад платежная система PayPal добавила поддержку криптовалют для своих пользователей. Теперь на платформе их можно покупать, продавать и хранить, а также расплачиваться в торговых точках после конвертации в доллары.

Как было раньше

Данные хранились в бумажных папках и запароленных архивах, которые было несложно взломать. Электронные подписи и документы подделывались и удалялись. Многое строилось на честном слове и вере в заведенный порядок дел. Но ни один паспортный стол или БТИ даже с самой суровым вахтером, не защитит данные лучше, чем блокчейн.

Платежные сервисы

Трудно поверить, что в России всего 28 лет назад единственной формой оплаты были наличные. Первый банкомат в нашей стране появился в столичном гастрономе «Новоарбатский» в 1994 году, но до 2000 года их счет шел пока на сотни и преимущественно в крупных городах. На Сахалине пластиковые карты стали выдавать только в 2003 году. Скажи тогда обывателю, что в 2020-м во многих местах можно будет покупать, наведя камеру телефона на замысловатый штрихкод, он покрутил бы у виска. Но и этим прогресс не ограничился.

Как было раньше

Наличка, деньги под матрасом, забытые заначки в книжках и сложности перевода (между контрагентами). Мы стали забывать время, когда зарплату выдавали в бухгалтерии, а на просьбу нетрезвого попрошайки еще нельзя было ответить: «Извини, брат, только карта с собой».

Беспилотники

Дроны тоже стали полезны бизнесу, когда технический прогресс прокачал сами аппараты: высоту и скорость полета, время автономной работы, связь с оператором, качество съемки, а также технологии анализа данных (те самые нейросети и компьютерное зрение). Снять с дрона местность мало: нужно понимать, как именно снимать и что делать с полученной графической информацией.

Технология может помочь транспортникам, строителям, коммунальщикам и связистам. Первые с помощью дронов могут получить информацию о состоянии опор и каркаса мостов. Вторые — контролировать безопасность на стройплощадках и прогресс работы. Остальные — анализировать состояние коммуникаций, искать поломки и уязвимые места (на теплотрассах и линиях электропередач).

Фермеры могут экономить время на обходах полей и оперативно получать информацию о состоянии растений. Дроны, помимо камеры снабженные баком и распылителем, умеют на ходу обрабатывать проблемные участки.

Доставка с помощью дронов — отрасль, которая пока жестко ограничивается регуляторами во многих странах мира, но имеет шансы выстрелить в ближайшие годы. Amazon анонсировал доставку товаров дронами в США еще в 2013 году, но только в августе 2020 года американские власти разрешили полноценное тестирование Amazon Prime Air в США.

Как было раньше

Тоже никак, ведь это не улучшение старого опыта, а создание абсолютно нового с нуля. Конечно, по всему миру уже предпринимались единичные попытки доставить посылки с помощью дронов, но главное время для беспилотных аппаратов в коммерции точно еще впереди. Законодательство в этой сфере уже формируется, а значит ждать осталось недолго.

Что ждет нас дальше

Самый честный и объективный ответ: «Мы не знаем». Трейдер и философ Нассим Талеб говорит, что прогнозы — неблагодарное занятие, а лучший способ убедиться в экспертности прогнозиста — посмотреть его результаты и то, рискует ли он собственной шкурой, раздавая советы и рассуждая о будущем.

Случиться может что угодно. Биткоин может вырасти до миллиона долларов и заменить собой традиционную фиатную денежную систему. На Солнце может случиться сильнейшая вспышка, которая лишит Землю спутников и электричества и откинет нас в XIX век. Коронавирус может мутировать и стать аномально заразным, заставив нас сидеть по домам и выходить пару раз в месяц только в защитном костюме.

А может, наоборот, быть все хорошо. То, чего мы уже достигли, будет только развиваться и распространяться. Одна из самых важных для общества технологий — вовсе не технология, а модель потребления и взаимодействия. Это шеринговая экономика, которая лежит в основе Airbnb, Uber и Blablacar. Многочисленные сервисы каршеринга, аренды велосипедов и самокатов за последние несколько лет нивелировали ценность владения собственным авто или другим средством передвижения. Зачем, если можно арендовать на нужное время? Более 40% жителей США полагают, что владение чем-либо чаще является проблемой, ведь выбор и обслуживание занимает время, а стоимость такого актива часто не оправдывает его покупку, если пользоваться им периодически.

Шеринговая экономика — уникальный феномен, который, с одной стороны, продвигает ценности капитализма и потребления, а с другой, делает это с существенной оговоркой: потребляй только тогда, когда тебе это нужно — в остальное время вещью будут пользоваться другие. И всем от этого будет хорошо: владельцу, пользователям, экологии и даже производителю.

Экономика совместного потребления открыла миллионы рабочих мест и позволила зарабатывать людям на их активах, которые до сих пор в лучшем случае окупали сами себя. Она помогает строить горизонтальные связи — основу здорового общества, в котором люди умеют договариваться, делиться и помогать. Это фундамент, инфраструктура, без которой даже самые прорывные технологии останутся пустой яркой оберткой.