Сын полка: Из литературы в кино

ЭКРАНИЗАЦИИ ПОВЕСТИ «СЫН ПОЛКА» ВАЛЕНТИНА КАТАЕВА
Сын полка — повесть, написанная Валентином Катаевым в 1944 году и имеющая две экранизации. Первый фильм 1946 года был поставлен режиссёром Василием Прониным. Второй фильм 1981 года, режиссёра Георгия Кузнецова.
О ЧЕМ
Лето 1943 года. Во время рейда по вражескому тылу группа разведчиков артиллерийского дивизиона сталкивается с 12-летним мальчиком. Мальчик уже два года бродит по лесам, выживая как может. Разведчики решают взять его с собой, но командование приказывает отправить его в тыл. На пути в город он убегает и возвращается к разведчикам. Капитан Енакиев, тронутый судьбой мальчика, разрешает ему остаться с ними в качестве сына полка. Но при отражении немецкой контратаки батарея была уничтожена, а почти все его знакомые — включая самого капитана Енакиева — погибли. В кармане капитана находят записку с просьбой заботиться о Ване Солнцеве и сделать из него достойного солдата. Командир полка решает отправить мальчика в суворовское училище, и разведчики собирают его в дорогу
ЦИТАТА
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя»
«А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…»
ЭКРАНИЗАЦИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ
В начале 1945 года в журнале «Октябрь» была опубликована повесть, а уже 16 октября 1946 года состоялась премьера художественного фильма Василия Маркеловича Пронина. В 1970 году фильм восстановили на киностудии «Мосфильм» с записью новой фонограммы. Голос сына полка Вани переозвучил Александр Гуськов. В реставрации фильма участвовали Вячеслав Тихонов, переозвучивший капитана Енакиева; Рудольф Панков, переозвучивший сержанта Егорова и Владимир Ферапонтов, переозвучивший ефрейтора Горбунова. В роли Вани Солнцева снялся Юра Янкин, потерявший родителей во время войны и воспитывавшийся в детском доме. Впоследствии работал техником на Киевской киностудии художественных фильмов. После выхода кинокартины на экраны страны случилось чудо: нашелся отец Юры. После Победы он уже больше года искал своего сына и нашел его на экране кинотеатра.
Фильм отличается необычайной выразительностью, поскольку сцены, снятые сразу после войны, имеют особую ценность — в них актёры не просто играют роли, а вспоминают о войне, которая ещё не успела стать историей. Режиссёру не требуется воссоздавать достоверный антураж, так как вся страна всё ещё находится в руинах. Это создает атмосферу подлинности, позволяя зрителям глубже прочувствовать переживания героев. Именно в этом и заключается уникальная правдивость и искренность картины, которая оставляет неизгладимый след в сердцах зрителей.
Зрителей фильма удивляют батальные сцены, сообщают что те выглядят очень натурально для того времени. Это вызвано тем, что батальные сцены сняты именно в 40-х: использовались не бутафорская, а настоящая техника. В некоторых фильмах даже страшно за актёров, настолько всё близко к ним взрывается и горит.

Черно-белый фильм сменяется красочной картиной. В 1981 году выходит вторая экранизация, поставленная Георгием Кузнецовым. Лента сразу обращает на себя внимание стилем повествования.
Фильм состоит из двух серий, что дало возможность режиссёру тщательно распределить время между батальными сценами и мирной жизнью. Актеры подошли к воссозданию событий книги с особым энтузиазмом. Актеры пронизаны духом праведного гнева, который гармонично сочетается с воспитанием нового бойца. Однако доброта закалённых войной мужчин не позволяет забыть, насколько сложно в таких условиях сохранить человеческое достоинство. Наличие ярких образов в фильме помогает смягчать эмоциональный посыл, благодаря чему картина «Сын полка» становится доступной и понятной для юного зрителя.
Экранизация Кузнецова показывает истинную важность каждого сражения, подбитого немецкого танка и сохранённого орудия. Ваня своим примером показывает, что «сын полка — это не какая-то привилегия для мальчика-сироты, а серьезный вклад в общее дело, где мелочей быть не может по определению».

Экранизации повести Катаева отразили основную мысль, которую вложил автор — даже в суровое военное время ничто человеческое не было чуждо нашим солдатам.
СТАТИСТИКА/ФАКТ
Во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. Их называли «сынами полка», хотя среди них были и девочки. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов (данные ЦА МО РФ)