Светооператор. Свет, который мы видим в кино
«Не стоит верить всему, что видишь. Образ реальности, который нам преподносят глаза – это только иллюзия, оптический трюк. Свет – искусный обманщик».
Карлос Руис Сафон
Свет – это точка, с которой начинает отчёт своей жизни кино. Самыми первыми предпосылками к кино в истории принято считать театр теней. Что же его создавало, как не свет? Появившееся позже, уже более привычное нам кино вначале было чёрно-белым и немым, так что зритель мог воспринимать его только с помощью света. Поэтому не будет преувеличением сказать, что свет лёг в основу кино и сделал его таким, каким мы видим его сейчас.
Свет в современном кино
В современном кино свет уже далеко не единственное средство создания произведения, но от того не менее важное.
«Свет создает в конце концов ту форму, которая переносится на экран.
На экране нет ничего, кроме света различной силы, и понятно поэтому, что, управляя светом на съемке, мы совершаем фактически работу по оформлению будущего изображения. Вместе с тем ощущение качества и интенсивности света, учет непосредственной связи между объектом и возможным его изображением на пленке связаны исключительно с техникой оператора».
Кинофотографическая техника изображения позволяет воспроизводить вид предмета с наибольшей среди известных способов изображения наглядностью.
В фильме свет создает цвет и тон изображаемых предметов, а порождаемая освещением светотень определяет возможность воспроизведения объемных форм предметов, рельефов и пространства на экране.
С помощью света воссоздаются в кино световые эффекты, по которым можно определить время и место действия, которые сообщают тональную и цветовую завершенность кинокартине.
Техника киноосвещения
Искусство и техника киноосвещения за время своего существования проделали большой путь развития. Изменялись идейно-художественные задачи, изменялись условия работы, совершенствовались конструкции осветительных приборов, росло мастерство кинооператоров.
Одним из первых оператор А. Левицкий попытался осуществить световые эффекты посредством мощных дуговых приборов (арки), свет которых падал на декорацию сквозь фигурную прорезь (тюремная решетка, оконные переплеты).
Оператора Левицкого можно считать «отцом» художественного киноосвещения. Он стал широко применять так называемое «рембрандтовское» освещение, характерное глубокими тенями и выступающими светами. Примером работы со светом А. Левицкого могут служить фильмы «Крест и маузер» (режиссер В. Гардин) и «Мистер Вест в стране большевиков» (режиссер Л. Кулешов).
В современном кино выделяют два основных метода киноосвещения:
Экспрессивный свет – освещение, подчеркивающее контраст между светом и тенями (его разновидности – так называемое «рембрандтовское освещение», когда луч выхватывает из темноты отдельные детали картины, и «силуэтное освещение», когда источник света расположен за фигурами актеров). К экспрессивному освещению относится использование колеблющихся или пульсирующих источников.
Нормативный свет, стремится сгладить контраст между светом и тенью, играет на градациях освещенности и плавных переходах, создавая рассеянное «естественное» освещение. Для этого пользуются несколькими источниками света, обычно тремя (особенно в случае съемки человеческих лиц): основной, или рисующий, – наиболее сильный; выравнивающий – слабый свет, падающий с противоположной стороны, чтобы снять с лица ненужные тени; контровый (чуть сильнее выравнивающего) – свет, подсвечивающий объект «со спины», тем самым отделяя его от фона.
Работа светооператора
Только светооператор знает, каким образом расставить осветительные приборы, чтобы явить глазам наблюдателей эффектные картины искусственной реальности. В задачи художника по свету входит также отличное знание всевозможных аппаратов, предназначенных для освещения, умение обращаться с подобными приспособлениями и оперировать ими в целях устройства грандиозного шоу. В арсенале у светооператора находятся система цветных фильтров, прожекторы, софиты. Королем всех имеющихся в наличии осветительных приборов является световой пульт. Пользуясь им, специалист может добиться потрясающих визуальных эффектов на сцене или экране.
Требования к человеку, освоившему принципы профессии художника по свету, предъявляют довольно высокие. Помимо специфических знаний и умений в области электротехники, светооператор должен быть творческой личностью.
Без светооператора невозможно представить ни один продукт кинематографа. Его навыки позволяют зрителю увидеть картину правильно, красиво и с чувством.
Подробнее:
Мёрч, Уолтер.Искусство монтажа : издания для досуга / У. Мёрч. — Москва : ЭКСМО, 2021. — 224 с ; 21 см. — ISBN 978-5-04-106185-2 — Текст : непосредственный.
Кенворти, Кристофер.Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг: инструменты и раскадровки работ лучших режиссёров : профессиональный курс по режиссуре / К. Кенворти. — Москва : ЭКСМО, 2022. — 416 с. : ил. ; 22 см. — ISBN 978-5-04-170512-1 : — Текст : непосредственный.
Бордмен, Адам Олсач.Как снимается кино : история кинематографа / А. О. Бордмен. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 106 с. : ил ; 25 см. — ISBN 978-5-00117-955-9