«Ребёнок, что цветок…»
Говоря о ребенке, его становлении, как личности, факторах, влияющих на это, можно согласиться со словами Ф. М. Достоевского, сказанных героем романа «Братья Карамазовы» Алешей: «…что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь…»
Какие же воспоминания у детей – героев книг Ф. Достоевского? Какой цветок в их душах – нежный или с острыми злыми шипами?
Предлагаем вашему вниманию произведения великого автора, в которых показано, как взаимоотношения в семье и обществе влияют на судьбу ребенка.
Ф. М. Достоевский: Подросток
Роман-исповедь в форме «записок» от лица главного героя подростка Аркадия Долгорукого. В романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения Аркадия со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым. Юноша мечтал накопить миллион, чтобы властвовать над людьми. Легко ли осуществить такую мечту в «живой жизни»?
145 лет назад автор создал это произведение, но его идея актуальна и по сей день.
Ф. М. Достоевский: Братья Карамазовы
«История одной семейки» (название первой главы романа) свидетельствует, что самые сокровенные и самые естественные человеческие связи – связи любви и родства – оказались цинически поруганы и разорваны тем, кто должен хранить их пуще всего, — отцом. Он виновен в том, что детские души – души его сыновей, «братьев Карамазовых» — калечатся и грязнятся с первых лет жизни. В главе «Мальчики» читатель увидит формирование человеческих характеров на примере образов детей и их поступков
Ф.М. Достоевский: Детям
В сборник вошли отрывки и отдельные главы из произведений Ф.М. Достоевского: романов «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Подросток», «Братья Карамазовы» и других, посвященных юному поколению. Таким образом издатели решают одну из задач: подготовить детей к пониманию сложного творческого мира автора, понять жизнь, людей вокруг и себя самого.
Ф.М. Достоевский: Преступление и наказание
Из воспоминаний жены писателя А. Г. Достоевской известно, что в романе «Преступление и наказание» изображен реальный Петербург. Сюжет об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, неизгладимо при чтении не только для взрослого человека, но и для читателей юношеского возраста.
Автор задает вечный вопрос: есть ли у человека право выбора преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых.
Ф.М. Достоевский: Дневник писателя
Произведение отличается глубиной решения сложных философских и социальных проблем, мастерством психологического анализа человеческих взаимоотношений. Из многочисленных материалов Дневника писателя выбраны главы, наиболее интересные для современного читателя.
Например, очерки «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке» повествуют о трагической судьбе детей из «бедных людей»
Ф.М. Достоевский: Униженные и оскорблённые
Один из ранних романов Достоевского. Повествуя о страданиях подростка, о несчастной любви девятнадцатилетней девушки, о несправедливостях, этот роман, обращается прежде всего к юным сердцам.
«Была в жизни Достоевского одна волнующая тема. О том, что есть в нашей жизни маленькие человечки, которым нужна помощь. Через все творчество Ф. М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Ведь совсем просто обидеть и обмануть беззащитного ребенка, разрушить его веру, надежду и даже любовь…» (Георгий Весна)
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» (Ф. М. Достоевский)
P.S.
Посмотреть в каталоге Ф.М.Достоевского на сайте библиотеки