«21 вопрос взрослому». Денис Октябрь

На девятой встрече «21 вопрос взрослому» был аншлаг! Талантливый художник – Денис Октябрь стал гостем молодёжного проекта Новоалтайск и новоалтайцы.

Приглашение приняли учащиеся средних общеобразовательных школ №1, № 17,19, лицея №8 и студенты Новоалтайского художественного училища.
Следуя правилам проекта, вначале встречи было кратко рассказано о герое. Денис Октябрь родился в Новоалтайске, в семье художника и искусствоведа. Папа Валерий Эрикович –известный художник, мама, Галина Васильевна, была почитаемым в Алтайском крае искусствоведом, преподавала в Новоалтайском государственном художественном училище историю искусств, в том числе и у сына. По словам Дениса, осознанно он начал рисовать в 13 лет, когда первый раз пришел в художественную школу. Сейчас Денис с семьей живет в Барнауле, воспитывает четверых детей: Пишет картины, преимущественно занимается живописью. Отличительная черта картин – расфокусировка и туманность, придающие живописи индивидуальное звучание.


Что интересовало и какие вопросы задавали студенты и старшеклассники? Говорили обо всём: семье, близких людях, вспоминали школьные годы, первые занятия, и выставки в художественной школе, рассуждали о музыке, советском кинематографе, коммерческой стороне профессии, но больше всего вопросов, конечно же, было о творческом процессе, технике, стилях, красках, вдохновении…
Живой формат общения и разноплановые вопросы позволили учащимся узнать художника с разных сторон, а авторы самых интересных вопросов получили небольшие сюрпризы от нашего гостя.


Любая картина, это не просто умение рисовать, это выплеск энергии

Есть ли у вас определённые ритуалы, которых вы придерживаетесь, когда начинаете творить?

Мне нужно, чтобы были чистый пол, холст и руки. Это способствует собранности. У меня всё начинается так: любая картина, это не просто умение рисовать, это выплеск энергии. Работа над картиной начинается с того, что ты накапливаешь энергию, это, наверное, и есть главный ритуал, накопить энергию, без неё крайне редко получится что-то стоящее. Я пишу всегда под музыку. Она сильно помогает.

Что для вас является источником вдохновения?

Мне кажется из всего энергия приходит. Она ведь тоже разная и самое главное, как и куда мы её направляем. И она по-разному проявляется на холсте, этот выплеск энергии, картина от этого получается живая. Какая у меня концепция в творчестве, что я вообще хочу сказать людям своими картинами, я всё перепробовал. А какой я? Это самый важный вопрос для художника. Я долго думал и понял, что хочу писать состояние природы, вокруг, отрешённость, в слово «отрешенность» входит и мое отношение к тому, что я пишу. У меня это выражается в красках. Мне нравится атмосферность, я не пишу, если нет какой-то зацепки в пейзаже: туман, дождь, снег, это моё, мне нравится эта погода. Я не вижу смысла писать голубое небо.
«Построить композицию сложно, я до сих пор не умею рисовать руки».

Какая ваша первая картина и что вас вдохновило?

Первую картину я не помню, но первый осознанный холст, который я написал, это диплом, на тему «Венецианский карнавал». На этой картине были ребята, с которыми мы учились, и я в центре, в повозке еду, там была лошадь. Это детская работа, но она мне нравится, искренняя. Я и не мог представить, что спустя много лет у меня начнётся эта серия по карнавалу. И это была моя мечта, побывать в Венеции, а потом я понял, что я не хочу туда ехать. Потому что моё видение на картине не совпадёт с тем, что я увижу. Хочу эту серию продолжать. Я рисую сериями, есть также серия Джаз, туман, Горный Алтай.
Кстати, для художников, подготовка к выставке сродни, как музыканты готовят альбом. А каждая картина, это как песня.

И как прошёл ваш дебют?

Первая выставка состоялась в 14 лет, а вторая осознанная в апреле 1998г через год после окончания училища. И первую и вторую выставку я хорошо помню.

— А что бы вы посоветовали не делать начинающим художникам?

Всё надо делать! Я бы посоветовал не ставить себя в рамки, это важно! Конечно важна школа. Что-то подобное я спрашивал, будучи студентом училища у известного алтайского художника-монументалиста В. Добровольского — автора монумента Славы на привокзальной площади в Барнауле. Он говорил, дерзай, делай, что ты хочешь, перед тобой всё открыто, только работай, ничем себя не ограничивай!
Каждый день надо учиться, вся жизнь — это учёба. Я когда пришёл в художку, я не умел рисовать, даже луковицу. Построить композицию сложно, я до сих пор не умею рисовать руки. Мне всегда хотелось в живописи сделать так, чтобы труда не было видно, на одном дыхании, быстро, я всегда был спринтером. Мы Октябри все пишем быстро. Не могу я неделю писать картину, у меня за неделю уже столько картин в голове поменяется.

— Какими красками вы любите пользоваться и фирмами?

— Все какие только есть, и дешевыми я красками тоже люблю пользоваться. На краски уходит много денег. Тот, кто работает каждый день, знает, что заниматься живописью дорого. Краски я люблю масленые, акрилом я пишу редко, акварелью не пишу, масляные краски — это самая подвижная техника.

Нравилось вам рисовать кувшины в художественной школе?


Нет, жутко не нравилось, один раз перед нами поставили горшочек и яблочко и это продолжалось месяца два. Мне нравилось рисовать птицы, а у насгоршок. Но скажу вам, что горшки тоже надо уметь рисовать.

Были ли у вас моменты, когда хотелось всё бросить, и если были, то как вы с этим справлялись?


Неоднократно было такое. Но перестать писать, такого не было, а вот, в каком направлении писать, что делать, кому это нужно, возникали такие вопросы…Но как только ты начинаешь писать, вопросы уходили сами собой. Это, как лекарство.

— Если бы у вас был последний день жизни, что бы вы хотели нарисовать?


Мне уже подобный вопрос задавали лет 15 назад…Я бы ничего не хотел нарисовать. Мой сегодняшний день он такой же был бы последний день. Моя концепция такая — живи каждый день, как последний, не всегда это получается, но я бы его не оформлял бы в рамочку последнего дня. Писал бы тоже, что и сегодня, что вчера писал…


Самое главное — это семья


Я сын художников. Мои родители познакомились в училище, которое и закончили, мама, Галина Васильевна еще закончила Уральский Университет, факультет искусствоведения, она рисовала, любила акварель, у неё было несколько выставок и при жизни и после…
С отцом у нас мастерские в одном здании уже много лет и у сестры Жени рядом мастерская, мы каждый день видимся и это дорогого стоит. Мы всегда спрашиваем друг у друга, что нравится, что не нравится. Я никогда не скажу, что мне не нравится, свои ошибки они знают сами. Также, как и я, знаю свои.
Старший сын Эрик служит в армии, в Рязани. Я не служил, но за сына горжусь, и он рад. Это как-то сблизило нас, общаемся сейчас больше, чем до армии, можем часами разговаривать по телефону.


— Был ли у вас переломный момент в творчестве?


Переломных моментов в творчестве было много, один из самых тяжёлых это беда, которая у на в семье произошла, и потом всё изменилось. Я готовился после художественного училища в Глазуновку, но по разным причинам я не поехал. Сейчас считаю, что так нужно было, хотя это была моя мечта.
Ещё один момент — окончание училища, свободное плавание и как всё начинать. Были и ломка, было тяжело, мой отец не хотел, чтобы я занимался живописью, он меня отправлял в дизайн, где есть деньги, где можно заработать. Этот период был самым сложным, становление себя, но он трепетный и памятный, я его запомнил на всю жизнь.

Была у Вас мечта детства?


В детстве я хотел быт орнитологом. Это специалисты, которые посвящают себя изучению невероятного многообразия птиц.


Какие качества или поступки раздражают Вас в людях?


Много чего меня выводит из себя, мне многое не нравится. У меня есть такой грешок, я не могу промолчать, часто говорю людям в лицо, от этого у меня было и есть много было проблем. Но учусь быть сдержанным.

— Есть ли у вас приметы?

— Да, если готовая картина упала, значит купят.

— Была ли у вас картина, в процессе работы которой вы плакали?

— Да, была такая работа, когда я писал портрет бабушки, она была еще живая. Это портрет про боль, она далась мне нелегко.


О музыке и коллекциях


Денис рассказал, что коллекционирует карандаши. В его коллекции больше 6000 тысяч карандашей, всё началось в 2010.
Я был в Китае и привёз 100 карандашей. Они были такие красивые, не мог не купить, и стоили копейки. Собираю только простые графитные карандаши. Это целый мир, особенно хороши карандаши советского периода. Меня всегда трясет, когда я захожу в художественные или канцелярские магазины. Это что-то потрясающе! Сколько всего там, сколько карандашей… Я могу часами смотреть на материалы. А ещё я коллекционирую шарфики, шапочки и пивные крышки

— Под какую музыку вы рисуете?

Слушаю разную музыку, я бы назвал себя меломаном. Когда пишу, могу прям альбомами слушать. Но последние 10 лет я слушаю электронную музыку, Moby, Pink Floyd, Depeche Mode, хип – хоп, британский рок. А с тех пор, как у меня сынок Филипп стал студентом музыкального колледжа (на втором курсе). Я полюбил Рахманинова- это самый русский композитор — это что-то потрясающее!

— Любимые художники и ваша любимая картина и какие эмоции она у вас вызывает?

— Какой-то одной работы, я не могу назвать. Любимых художников много, их десятки, один из них американский художник — Эндрю Уайет. Импрессионисты: Моне, Сислей, Сезанн, из старых авторов нравится Эль Греко, нравится вся советская живопись, особенно Ленинградская школа — Моисеенко, Стожаров, графиков люблю и сам коллекционирую графику. Мы дружны были с Аркадием Казанцевым, много его работ, люблю карандашный рисунок, люблю тушь-перо. Был знаком с Фёдором Филоновым, у него потрясающие работы.

Хорошо так как ты хочешь, мыслишь и чувствуешь…

— Мне важна оценка обычных людей, которые, может быть, мало видели живописи, ничего об этом не читали. Для меня важно, что они видят, чувствуют…

— Важно сделать такую манеру письма, которая бы была неповторима, которую до тебя никто не делал…

— В любом деле ты должен быть художником…

— Живопись никогда не умрёт, она сама кого хочешь, убьёт…

— Рисовать с натуры, для художника-это всегда праздник, это азарт, это, как охота…

— Нет рецептов, жизнь научит сама каждого человека…