«21 вопрос взрослому». Денис Октябрь
На девятой встрече «21 вопрос взрослому» был аншлаг! Талантливый художник – Денис Октябрь стал гостем молодёжного проекта Новоалтайск и новоалтайцы.
Приглашение приняли учащиеся средних общеобразовательных школ №1, № 17,19, лицея №8 и студенты Новоалтайского художественного училища.
Следуя правилам проекта, вначале встречи было кратко рассказано о герое. Денис Октябрь родился в Новоалтайске, в семье художника и искусствоведа. Папа Валерий Эрикович –известный художник, мама, Галина Васильевна, была почитаемым в Алтайском крае искусствоведом, преподавала в Новоалтайском государственном художественном училище историю искусств, в том числе и у сына. По словам Дениса, осознанно он начал рисовать в 13 лет, когда первый раз пришел в художественную школу. Сейчас Денис с семьей живет в Барнауле, воспитывает четверых детей: Пишет картины, преимущественно занимается живописью. Отличительная черта картин – расфокусировка и туманность, придающие живописи индивидуальное звучание.
Что интересовало и какие вопросы задавали студенты и старшеклассники? Говорили обо всём: семье, близких людях, вспоминали школьные годы, первые занятия, и выставки в художественной школе, рассуждали о музыке, советском кинематографе, коммерческой стороне профессии, но больше всего вопросов, конечно же, было о творческом процессе, технике, стилях, красках, вдохновении…
Живой формат общения и разноплановые вопросы позволили учащимся узнать художника с разных сторон, а авторы самых интересных вопросов получили небольшие сюрпризы от нашего гостя.
Любая картина, это не просто умение рисовать, это выплеск энергии
— Есть ли у вас определённые ритуалы, которых вы придерживаетесь, когда начинаете творить?
— Мне нужно, чтобы были чистый пол, холст и руки. Это способствует собранности. У меня всё начинается так: любая картина, это не просто умение рисовать, это выплеск энергии. Работа над картиной начинается с того, что ты накапливаешь энергию, это, наверное, и есть главный ритуал, накопить энергию, без неё крайне редко получится что-то стоящее. Я пишу всегда под музыку. Она сильно помогает.
— Что для вас является источником вдохновения?
— Мне кажется из всего энергия приходит. Она ведь тоже разная и самое главное, как и куда мы её направляем. И она по-разному проявляется на холсте, этот выплеск энергии, картина от этого получается живая. Какая у меня концепция в творчестве, что я вообще хочу сказать людям своими картинами, я всё перепробовал. А какой я? Это самый важный вопрос для художника. Я долго думал и понял, что хочу писать состояние природы, вокруг, отрешённость, в слово «отрешенность» входит и мое отношение к тому, что я пишу. У меня это выражается в красках. Мне нравится атмосферность, я не пишу, если нет какой-то зацепки в пейзаже: туман, дождь, снег, это моё, мне нравится эта погода. Я не вижу смысла писать голубое небо.
«Построить композицию сложно, я до сих пор не умею рисовать руки».
Какая ваша первая картина и что вас вдохновило?
— Первую картину я не помню, но первый осознанный холст, который я написал, это диплом, на тему «Венецианский карнавал». На этой картине были ребята, с которыми мы учились, и я в центре, в повозке еду, там была лошадь. Это детская работа, но она мне нравится, искренняя. Я и не мог представить, что спустя много лет у меня начнётся эта серия по карнавалу. И это была моя мечта, побывать в Венеции, а потом я понял, что я не хочу туда ехать. Потому что моё видение на картине не совпадёт с тем, что я увижу. Хочу эту серию продолжать. Я рисую сериями, есть также серия Джаз, туман, Горный Алтай.
Кстати, для художников, подготовка к выставке сродни, как музыканты готовят альбом. А каждая картина, это как песня.
— И как прошёл ваш дебют?
— Первая выставка состоялась в 14 лет, а вторая осознанная в апреле 1998г через год после окончания училища. И первую и вторую выставку я хорошо помню.
— А что бы вы посоветовали не делать начинающим художникам?
— Всё надо делать! Я бы посоветовал не ставить себя в рамки, это важно! Конечно важна школа. Что-то подобное я спрашивал, будучи студентом училища у известного алтайского художника-монументалиста В. Добровольского — автора монумента Славы на привокзальной площади в Барнауле. Он говорил, дерзай, делай, что ты хочешь, перед тобой всё открыто, только работай, ничем себя не ограничивай!
Каждый день надо учиться, вся жизнь — это учёба. Я когда пришёл в художку, я не умел рисовать, даже луковицу. Построить композицию сложно, я до сих пор не умею рисовать руки. Мне всегда хотелось в живописи сделать так, чтобы труда не было видно, на одном дыхании, быстро, я всегда был спринтером. Мы Октябри все пишем быстро. Не могу я неделю писать картину, у меня за неделю уже столько картин в голове поменяется.
— Какими красками вы любите пользоваться и фирмами?
— Все какие только есть, и дешевыми я красками тоже люблю пользоваться. На краски уходит много денег. Тот, кто работает каждый день, знает, что заниматься живописью дорого. Краски я люблю масленые, акрилом я пишу редко, акварелью не пишу, масляные краски — это самая подвижная техника.
— Нравилось вам рисовать кувшины в художественной школе?
— Нет, жутко не нравилось, один раз перед нами поставили горшочек и яблочко и это продолжалось месяца два. Мне нравилось рисовать птицы, а у насгоршок. Но скажу вам, что горшки тоже надо уметь рисовать.
— Были ли у вас моменты, когда хотелось всё бросить, и если были, то как вы с этим справлялись?
— Неоднократно было такое. Но перестать писать, такого не было, а вот, в каком направлении писать, что делать, кому это нужно, возникали такие вопросы…Но как только ты начинаешь писать, вопросы уходили сами собой. Это, как лекарство.
— Если бы у вас был последний день жизни, что бы вы хотели нарисовать?
— Мне уже подобный вопрос задавали лет 15 назад…Я бы ничего не хотел нарисовать. Мой сегодняшний день он такой же был бы последний день. Моя концепция такая — живи каждый день, как последний, не всегда это получается, но я бы его не оформлял бы в рамочку последнего дня. Писал бы тоже, что и сегодня, что вчера писал…
Самое главное — это семья
Я сын художников. Мои родители познакомились в училище, которое и закончили, мама, Галина Васильевна еще закончила Уральский Университет, факультет искусствоведения, она рисовала, любила акварель, у неё было несколько выставок и при жизни и после…
С отцом у нас мастерские в одном здании уже много лет и у сестры Жени рядом мастерская, мы каждый день видимся и это дорогого стоит. Мы всегда спрашиваем друг у друга, что нравится, что не нравится. Я никогда не скажу, что мне не нравится, свои ошибки они знают сами. Также, как и я, знаю свои.
Старший сын Эрик служит в армии, в Рязани. Я не служил, но за сына горжусь, и он рад. Это как-то сблизило нас, общаемся сейчас больше, чем до армии, можем часами разговаривать по телефону.
— Был ли у вас переломный момент в творчестве?
— Переломных моментов в творчестве было много, один из самых тяжёлых это беда, которая у на в семье произошла, и потом всё изменилось. Я готовился после художественного училища в Глазуновку, но по разным причинам я не поехал. Сейчас считаю, что так нужно было, хотя это была моя мечта.
Ещё один момент — окончание училища, свободное плавание и как всё начинать. Были и ломка, было тяжело, мой отец не хотел, чтобы я занимался живописью, он меня отправлял в дизайн, где есть деньги, где можно заработать. Этот период был самым сложным, становление себя, но он трепетный и памятный, я его запомнил на всю жизнь.
— Была у Вас мечта детства?
— В детстве я хотел быт орнитологом. Это специалисты, которые посвящают себя изучению невероятного многообразия птиц.
— Какие качества или поступки раздражают Вас в людях?
— Много чего меня выводит из себя, мне многое не нравится. У меня есть такой грешок, я не могу промолчать, часто говорю людям в лицо, от этого у меня было и есть много было проблем. Но учусь быть сдержанным.
— Есть ли у вас приметы?
— Да, если готовая картина упала, значит купят.
— Была ли у вас картина, в процессе работы которой вы плакали?
— Да, была такая работа, когда я писал портрет бабушки, она была еще живая. Это портрет про боль, она далась мне нелегко.
О музыке и коллекциях
Денис рассказал, что коллекционирует карандаши. В его коллекции больше 6000 тысяч карандашей, всё началось в 2010.
— Я был в Китае и привёз 100 карандашей. Они были такие красивые, не мог не купить, и стоили копейки. Собираю только простые графитные карандаши. Это целый мир, особенно хороши карандаши советского периода. Меня всегда трясет, когда я захожу в художественные или канцелярские магазины. Это что-то потрясающе! Сколько всего там, сколько карандашей… Я могу часами смотреть на материалы. А ещё я коллекционирую шарфики, шапочки и пивные крышки
— Под какую музыку вы рисуете?
— Слушаю разную музыку, я бы назвал себя меломаном. Когда пишу, могу прям альбомами слушать. Но последние 10 лет я слушаю электронную музыку, Moby, Pink Floyd, Depeche Mode, хип – хоп, британский рок. А с тех пор, как у меня сынок Филипп стал студентом музыкального колледжа (на втором курсе). Я полюбил Рахманинова- это самый русский композитор — это что-то потрясающее!
— Любимые художники и ваша любимая картина и какие эмоции она у вас вызывает?
— Какой-то одной работы, я не могу назвать. Любимых художников много, их десятки, один из них американский художник — Эндрю Уайет. Импрессионисты: Моне, Сислей, Сезанн, из старых авторов нравится Эль Греко, нравится вся советская живопись, особенно Ленинградская школа — Моисеенко, Стожаров, графиков люблю и сам коллекционирую графику. Мы дружны были с Аркадием Казанцевым, много его работ, люблю карандашный рисунок, люблю тушь-перо. Был знаком с Фёдором Филоновым, у него потрясающие работы.
Хорошо так как ты хочешь, мыслишь и чувствуешь…
— Мне важна оценка обычных людей, которые, может быть, мало видели живописи, ничего об этом не читали. Для меня важно, что они видят, чувствуют…
— Важно сделать такую манеру письма, которая бы была неповторима, которую до тебя никто не делал…
— В любом деле ты должен быть художником…
— Живопись никогда не умрёт, она сама кого хочешь, убьёт…
— Рисовать с натуры, для художника-это всегда праздник, это азарт, это, как охота…
— Нет рецептов, жизнь научит сама каждого человека…