О школьных предметах

Многие школьники не очень охотно открывают часть учебников. Они утверждают, что биология или астрономия им точно не пригодятся — нечего и время на них тратить. Разбираемся, для чего стоит изучать предметы, которые включены в программу среднего образования.

1. Математика, точные науки

К точным наукам, а в особенности к алгебре и геометрии, немало претензий у тех, кто считает себя гуманитарием. К счастью, практически никто не возражает против умения складывать, вычитать и умножать.

Эти навыки, к примеру, пригодятся тем, кто ведёт учёт собственных финансов. То есть практически каждому.

Но решать квадратные уравнения согласны уже не все. А число желающих разбираться в тригонометрических правилах или вычислять пределы функций ещё меньше. Подобные задачи здорово тренируют мозг, а также развивают несколько важных навыков.

Способность оперировать абстрактными категориями

Пропорции или проценты можно легко представить и показать на примерах. А вот свойства алгебраических функций или правила вычисления производных подразумевают понятия абстрактные. Их не изобразишь на пальцах, не объяснишь с помощью бытовых примеров. Поэтому, чтобы понимать некоторые математические разделы, необходимо научиться мыслить абстрактными категориями. Этот процесс может быть сложным, но при этом он отлично тренирует логическое мышление.

Развитая логика поможет находить верные решения в самых разных ситуациях. Например, не попадаться на уловки манипуляторов. Одна из таких — принцип ложной дихотомии. Это когда вас пытаются убедить, что в сложной ситуации есть лишь два выхода: неприятный и тот, к которому подталкивают манипуляторы. Но на самом деле это логическая ошибка и всегда найдутся другие варианты решения.

Умение выделять главное и формировать структуру

На первый взгляд, любой раздел учебника математики может показаться набором случайных терминов и правил. Но потом становится ясно, что между всеми символами и понятиями есть строго определённые взаимосвязи.

Можно сказать, что каждый раздел математики — это многоуровневая игра, в которой действуют чёткие правила. Если в них разобраться, то можно увидеть красивую и сложную структуру, в которой каждый элемент находится на своём месте и взаимодействует с другими. Причём станет понятно, как именно он это делает.

Такой навык помогает увидеть главное и второстепенное в самых разных ситуациях — жизненных и рабочих.

Навык внимательности

Многие математические задачи решаются в несколько этапов. Причём на каждом из них нужно быть внимательным, чтобы не совершить ошибки.

Подобные задачи помогают сохранять концентрацию и не терять фокус внимания. Ну а если где‑то в вычислениях появится ошибка — понадобится заново проверить свои действия, найти неверный шаг и исправить его. Этот процесс тоже замечательно тренирует навыки концентрации и мышления.

2. Литература, гуманитарные предметы

Это предметы, которые позволяют развивать эмоциональный интеллект. В Сети часто сожалеют, что детей никто не учит разбираться в эмоциях, а без такого навыка сложно общаться и строить взаимоотношения.

Способность поставить себя на место другого человека

В классических произведениях мы видим не просто пересказ событий, которые происходили с персонажами. Авторы подробно описывают, что чувствуют герои, как эти переживания подталкивают их к тем или иным поступкам.

Причём внутренние монологи действующих лиц описываются очень подробно — так, что не понять их очень сложно. Мы можем взглянуть на происходящее глазами литературного персонажа и испытать те же эмоции, что и он.

Буквально поставить себя на его место. И понять, почему он сделал тот, а не иной выбор.

Да, произведения из школьной программы написаны более века, а то и двух назад. Но основы человеческой психики, базовые принципы её устройства не изменились.

Умение видеть причины и последствия событий

Этот навык можно развивать на уроках литературы и истории. Они помогают увидеть не только конкретную ситуацию, но и взглянуть, что ей предшествовало и что было потом. Люди меняются мало, и можно заметить определённые причинно‑следственные связи между событиями, которые с ними случаются. А значит — научиться чему‑то на опыте предшественников.

Навык отстаивать свою точку зрения

Одно и то же литературное произведение может привести людей к самым разным выводам. И книжных или исторических героев тоже можно оценивать совсем не так, как написано в учебнике.

Например, для одного Чацкий из «Горя от ума» — парень, который стремится обо всём составить собственное мнение, слушает в первую очередь себя и не признаёт навязанных авторитетов. Примерно так же о нём говорится и в учебнике. А для другого тот же герой — самовлюблённый нарцисс, который требует внимания и восхищения, но при этом не нашёл времени спросить, как жила без него любимая девушка. Об этом в учебнике не сказано. Но на уроке, а особенно в сочинении, можно попробовать обосновать такую точку зрения.

3. Естественно‑научные предметы

Биология, химия, география помогают лучше понять, кто мы такие и в каком мире живём. В этот же список можно добавить астрономию и физику — они тоже рассказывают об устройстве Вселенной и законах, по которым она существует.

Мы думаем лишь о ежедневных делах, которые касаются лично каждого. На них вроде бы никак не влияют открытия генетиков или находки палеонтологов. Нам всё равно, сколько клеток занято в Периодической системе химических элементов и что происходит на другом конце Вселенной.

С одной стороны, многие факты из учебников действительно нам не понадобятся. Мы быстро их забудем и больше никогда не вспомним. Но любая научная информация добавляет что‑то новое в наши представления о Вселенной.

Вокруг множество подобных мелочей, и сложно сказать, когда нам понадобится очередной факт из школьной программы. Поэтому стоит считать, что лишних знаний не бывает.