Никола́й Васи́льевич Го́голь
(1809-1852)
Прозаик, драматург, критик, публицист
Николай Васильевич происходил из малороссийских дворян. После окончания Гимназии высших наук в Нежине служил в Санкт-Петербурге. В 1831-2832 гг. опубликовал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (8 повестей), принёсший ему литературную известность; в 1835 – «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваногм Никифоровичем») и «Арабески» (помимо статей в книгу вошли повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего»). В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились повести «Коляска» и «Нос». В том же году поставлена на сцене и напечатана комедия «Ревизор».
В 1836-1848 гг. Гоголь жил за границей и в 1842 году выпустил 1-й том «Мёртвых душ», задуманных как эпос в 3 т., обнимающий собой «всю Русь» и «всё человечество в массе» (духовный смысл поэмы раскрыт в предсмертной записи Гоголя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»). Зимой 1843-1844 гг. в Ницце Николай Васильевич написал духовно-нравственные сочинения («Правило жития в мире», «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии»), в которых открыл новый для себя жанр, близкий к святоотеческой традиции.
В 1845 году Гоголь пережил творческий кризис, сжёг 1-ю редакцию 2-го тома «Мёртвых душ», предпринял попытку оставить литературное творчество и поступить в монастырь. В феврале 1848 года он совершил паломничество в Иерусалим; затем трижды посетил Оптину пустынь, где, по преданию, намеревался поселиться в скиту. В феврале 1952 года сжёг бумаги, среди которых, как полагают, находилась беловая рукопись 2-го тома «Мёртвых душ».
Перед кончиной Гоголь соборовался, дважды исповедался и причастился. В завещании предлагал сёстрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь; просил, чтобы тело его было погребено если не в церкви, то в ограде церковной.
Исключительная оригинальность и самобытность творчества Гоголя определяется, в первую очередь, органической связью его поэтики с традициями народной культуры. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший и понимавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа. При жизни Гоголя ценили прежде всего, как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России.
Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы, и всё-таки в сознание современников и последующих поколений он вошёл как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.
Произведения автора:
Об авторе: