/ ЦГМБ, Победа

Литературный хронограф

В рамкахцикла встреч литературного хронографа «Война впечатана в страницы: читаем и обсуждаем» старшеклассники школы №1 обсудили произведение Константина Воробьева «Немец в валенках».
Знакомство началось с биографии автора: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда К.Д. Воробьева. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района Курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни. Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Позже уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

Константин Воробьев был отправлен на фронт из Кремлевского краснознаменного пехотного училища. В декабре 41-го под Клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести «Убиты под Москвой» (1963 г.).

В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в своих произведениях. Война требовала от ее участников непримиримого отношения к врагу, следовательно, любойкто ввергся на чужую территорию — преступник, потенциальный убийца. Солдат, попадая в плен захватчика, оказывается в невыносимых условиях, в результате чего следует физическое и моральное уничтожение. Естественно, поверить в то, что между немцем и пленным русским могли быть налажены хоть какие-то дипломатические отношения очень трудно, однако К.Д. Воробьев данный факт не отрицает, более того в 1966 году он создает рассказ «Немец в валенках», в котором описывает реальный случай сплочения представителей враждующих сторон. Многие солдаты, как с нашей стороны, так и с немецкой были обморожены. Этот факт и послужил основой написанного Воробьевым автобиографичного рассказа «Немец в валенках». Действие происходит в лагере для военнопленных весной 1942 года. В барак, где доживали свои последние дни самые неблагонадежные пленные, приходит охранник Вилли Броде. Он сочувствует одному пленному, угощает его сигаретой, знакомится с ним, на второй и третий день приносит ему кусочек хлеба с маргарином, а на четвертый день командование лагеря его арестовывает.

Рассказ был предварительно прочитан учащимися. Предметом обсуждения стали следующие вопросы:
— Взаимоотношения пленных и фашистов. (В центре произведения — непростые взаимоотношения пленных и фашистов во времена Великой Отечественной войны.)
— Восприятие пленными охранника. (Ребята обсудили, как поначалу восприняли этого охранника пленные и почему их раздражали «сибирские валенки с обрезными голенищами».)
— Сближение главных героев. (Ученики проследили этапы сближения Вилли Броде и рассказчика, обсудили, что позволило охраннику лагеря увидеть в пленном, с присвоенным номером, человека.)
— Гуманность во время войны. (Рассказ заставил задуматься, способен ли человек, относящийся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно и способен ли он прийти на помощь. )

В результате обсуждения ребята пришли к единому мнению.

Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
Что может быть страшнее, чем война? Она несёт страдания и слёзы, разбивает счастье людей, врываясь в мирные дома. Но всё же она не убивает доброту людей, человечность, самые благородные качества. В этом смысле тема Великой Отечественной войны для литературы неисчерпаема. Верность долгу, преданность Родине, мужество, героизм, честь – все эти качества нужны человеку не только на войне, не только на поле боя. Они не менее необходимы и сегодня в мирной жизни. В бесчеловечном сохранить человеческое — вот подвиг. Война — это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.