«Лес» Островского
Комедия написана в 70-е годы XIX столетия. Русское общество, последствия крепостного права. В пьесе проблемы провинциальных актеров, нищих, бездомных.
Из названия «Лес» мы узнаем место действия, его статику. «Именно заглавие более всего формирует у читателя предпонимание текста, становится первым шагом к его интерпретации»
«Для народа надо писать не тем языком, которым он говорит, но тем, которым он желает. Следующая степень простонародного есть лакейская и фабричная».
Лес оказался и необходимой декорацией действия — на скрещении двух лесных дорог встречаются пешие путешественники, провинциальные актеры Счастливцев и Несчастливцев. Лес это и источник развития действия — деньги от продажи леса должны пойти в приданое Аксюше, и разговор об этом ведется уже в первом явлении первого акта; продажа леса — знак упадка помещичьего хозяйства.
С другой стороны, лес символизирует глухую провинциальную жизнь и одновременно душевную непросветленность, грубые чувства и поступки обитателей усадьбы. Эта символика ясно проявляется в последнем монологе Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?»
Глухоту нравов подчеркивает и Карп в действии третьем, явлении четвертом: «Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью»Тут мы слышим голос самого Островского, который в ранний период своего творчества был связан со славянофильством. Ко времени написания пьесы, его отношение к славянофильству стало более критичным, о чем свидетельствует и указанная реплика. Из слов Карпа перед нами открывается мифологический, языческий обряд поклонения идолам (пням), что интерпретируется как примета отсталости и отказ от развития.
Таким образом, с мифологической точки зрения, жители усадьбы не просто «лесные» (глухие, отрешенные от мира), но и являются типичными представителями потусторонних сил. Они находятся вне общества, остановились в своем нравственном развитии, отгородились от мира лесом.
Язык действующих лиц еще важнее интриги. Вы никогда не сможете в точности предсказать, какие актеры будут играть в ваших пьесах, — а значит, создавайте своих героев так, чтобы их в первую очередь надо было не видеть, а слышать. Манера говорить — ключ к своеобразию персонажей. Наделяйте даже самых «диких» героев умением удачно выразиться. Вам очень пригодится способность несколькими словами охарактеризовать героя или ситуацию. Правда, читать эти слова нужно не про себя и бегло (как эту инструкцию), а медленно, представляя, как они звучали бы на сцене.
Образ леса тесно связан с развитием сюжета пьесы.
Усадьба Гурмыжской называется Пеньки. Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Т.е. с самого начала указывается, что от ее владений останутся только пеньки, она останется ни с чем. Название усадьбы метафорично переплетается с характером самой хозяйки. Гурмыжская только представляется переживающей и добродетельной, так и ее имение только кажется идиллией. Но эта лживая идиллия, воплощенная в характере Гурмыжской, раскрывается, как и ее лес, существующий почти что на вырубке. Эту же функцию несут и названия пустошей Горелой, Паленой и Пылаевой. Т.е. лес, как таковой, в сюжете не изображается, а предстает только то, что от него осталось: пеньки да огарки. Усадьба Гурмыжской символизирует смену общественного строя, деградацию российского общества.
Лес становится «свахой» Петра и Аксюши. Именно из-за деловых отношений, из-за покупки Восмибратовым леса у Гурмыжской, они приезжают в Пеньки, где и встречаются Петр и Аксюша.
Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук.
Интерпретация леса в словах Восмибратова: «ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют – судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет, ну и для прислуги тоже, для женского пола… Потому как у них грибной интерес и насчет ягоды, а выходит совсем напротив»
Второе действие начинается с лесных декораций. Тут стоить заметить роль деревьев. На дереве прячется мальчик Теренька, наблюдавший за безопасностью влюбленных. Т.е. дерево и в данном контексте помогает скрыться. В действиях Тереньки раскрывается суть его «говорящего» имени – он тетерев, который сидит на дереве. Даже Петр говорит: «кто-нибудь застрелит вместо тетерева»
Закрутите интригу поэффектней. Не гнушайтесь неожиданными и даже искусственными сюжетными ходами — потом будете гордиться, что достигли в мастерстве плетения интриги не меньшей виртуозности, чем французские драматурги. Даже самые мелкие детали значимы: пусть зритель посмеется над тем, как второстепенный персонаж «Волков и овец» хвастается охотничьими успехами, — а потом поразится, как это охотничье «ружье» «выстреливает», а катастрофический и абсурдный финал охотничьей экспедиции героя оказывается похож на финал пьесы.
Но в пьесе встречаются и образы конкретных деревьев. Милонов, говоря тост в честь молодоженов, сравнивает их с деревьями: «Суровый гранит и меланхолический плющ, несокрушимый дуб и нежную повилику» В образе дуба и гранита предстает Гурмыжская только в силу ее возраста. В данных словах слышится ирония, насмешка. Здесь мужское и женское поменялось местами.
Конец пьесы. Там раскрывается роль Несчастливцева. Он цитирует героическую пьесу Шиллера «Разбойники». Действие в данном произведении происходит в лесу, т.е. Несчастливцев выступает как справедливый разбойник, вернув деньги Гурмыжской и сделав счастливой Аксюшу.
Образ леса приобретает аллегорический характер, символизируя дикость нравов внешне благовоспитанных, но глубоко развращенных дворян.
ИСТОЧНИКИ: КУЛЬТУРА РФ, ВИКИПЕДИЯ