Книга в жизни современного школьника

Центральная модельная детская библиотека «Центр детского чтения» провела исследование «Книга в жизни современного школьника».

В анкетировании приняли участие 40 человек с 10 до 20 лет. Из них 65 % -девушки и 35 % -юноши.
На вопрос «Любите ли вы читать?» 82,5% ответили «да», 7,5 %- «нет», по мере необходимости — 10%. Любят читать в свободное время преимущественно девочки. На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку? 42,5 % опрошенных ответили «каждый месяц», 22,5% -«когда что-то нужно», а 27,5% ходят в библиотеку каждую неделю. Предпочитают покупать книги в магазине- 5% и не ходят в библиотеку- 2,5%.

Большинство предпочитают жанры «детектив» -30%, «фантастики и фэнтези» –25 % , книги о сверстниках- 15%. 12,5% Уделяют внимание классической литературе- 12,5% опрошенных , исторической литературе и романтическим историям- 7,5%.

Чтение –это отдых, считают 37, 5 % , познание нового –32, 5 %, помощь в учёбе – 25% . О том, что труд и способ хорошо провести время заявили по 2,5%. Читатели обращаются к книге по разным поводам.

Во главе угла стоит чтение для души в часы досуга – отдых, сочетающий в себе интеллектуальную и душевную релаксацию. Значительная доля учащихся обращается к литературе для получения знаний. Выбирая источник информации 57, 5% отдали предпочтение книгам, 17,5%- Интернету, 10%- словарям и энциклопедиям, по 7,5% у периодических изданий и электронных книгах. При выборе книг аннотацией руководствуются 42,5%, на советы друзей и знакомых полагаются 30%, а внешний вид книги привлекает 27,5%. Обсуждают прочитанное с друзьями и одноклассниками -77, 5 %.

В ЦМДБ оформлена молодежная зона, где в комфортной обстановке можно полистать книжные новинки, пообщаться с друзьями и обсудить прочитанное. Наибольший интерес представляет рейтинг любимых авторов и произведений подростков в настоящее время, который позволяет составить актуальную картину чтения.

Данные опроса говорят о значительном разнообразии читательских предпочтений наших юных горожан. Среди любимых авторов подростки называют классиков русской литературы (А.С. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин, И. Бродский, М. Булгаков, М. Зощенко), представителей зарубежной литературы (Жюль Верн, Вильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Джон Толкин), авторов современности (Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Наталья Щерба, Дейзи Медоуз, Холли Вебб). Пессимистические прогнозы о том, что молодежь будет читать всё меньше и меньше, не оправдываются.

Молодежь по – прежнему читает, читает ежедневно, причем при выборе книг ориентируется на собственные интересы и вкусы. В круг интересов читателей попадают разные жанры и авторы. Любимыми произведениями были названы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «12 ночь» В. Шекспира и «Гранатовый браслет» А. Куприна, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Часодеи» Н. Щербы и книги о Гарри Поттере Дж. Роулинг. При этом работать с книгой предпочитают – 82, 5 % , а 17,5% удобнее считывать с компьютера.

На вопрос «Если бы вы решили написать книгу, о чем бы она была?» даны интересные ответы. Респонденты написали бы о повседневной жизни, но с интересными приключениями, о фантастических приключениях одного героя и возможно с любовной развязкой, детектив о том, как распознать убийцу, о любви и подвигах, о дружбе и о библиотеке. Респонденты демонстрируют достаточно высокую читательскую активность. Интенсивно идёт процесс преобразования и изменения читательских привычек юных читателей. Меняются характеристики детского и юношеского чтения, репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения. Конечно, прослеживается тенденция того, что от средних к старшим классам число любителей чтения значительно уменьшается, растет доля тех, кто читает только или в основном по необходимости.

Дети хотят читать о том, как устроен мир. Кому-то нужны повести Нины Дашевской «Я не тормоз», кому – то В. Железников «Чучело» или Михаил Самарский «Радуга для друга», кто – то зачитывается книгами Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Сиамцы» или Елены Габовой «В ожидании алых парусов», часто упоминаются в анкетах книги Эдуарда Веркина, а кому-то книги нон-фикшен по психологии или общественным наукам.

Молодежь стала больше интересоваться литературой по психологии, причём уже с подросткового возраста. Сегодня есть много интересных научно – популярных изданий по социальной психологии, дающих ответы на важные жизненные вопросы «Как вести себя в кризисных ситуациях?», «Как общаться с родителями?», «Как общаться со сверстниками?». Эта литература помогает корректировать своё поведение, даёт возможность избежать серьезных ошибок. Надо отметить, что такая ситуация, когда дети в подростковом возрасте считают себя самодостаточными, все знающими и читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители-это вечная проблема «отцов и детей».

Со временем ситуация изменится в сторону готовности прислушиваться к советам взрослых. На страницах книги можно найти ответы на вопросы, которые постоянно волнуют человека. На страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Если хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

Книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

Книга не уйдёт, и чтение тоже. И дело не в том, какая книга будет выбираться – в классическом печатном варианте или в электронном виде, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же будет там читаться, как будет влиять прочитанное на ум и душу представителей молодого поколения нашей страны. Надеемся, что новоалтайские читатели сделают правильный выбор.