Классик гуманной педагогики

Особое внимание к выдающимся учителям закономерно в Год педагога-наставника. Предлагаем знакомство с творчеством уникального педагога — Василия Александровича Сухомлинского и приглашаем педагогов и родителей на книжную выставку «Классик гуманной педагогики». Книги Сухомлинского В. А. давно стали золотым фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о роли и значении педагога, о педагогических принципах актуальны, важны, полезны и сегодня.
На выставке представлены труды: «Сердце отдаю детям», «Родина в сердце», «Книга о любви», «Мудрость родительской любви», «Методика воспитания коллектива», «Как воспитать настоящего человека», а также книги и статьи о его жизни, деятельности и педагогическом наследии.


«Сердце отдаю детям» — одна из немногих книг, завоевавших признание и педагогов и родителей. Автор рассказывает о своей простой жизни учителя, подбирающего ключик к каждому ребенку. Педагог показывает, как с помощью наблюдения за окружающим миром воспитать ребенка, как научить слушать и анализировать его. «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то», — говорил автор. Свой школьный эксперимент Сухомлинский В.А. рассчитал на 10 лет и начал работал с 6-летними ребятами по своей уникальной методике за год до поступления детей в первый класс. Этот год педагог назвал «Школа радости», и, действительно, в этот год дети открывали для себя окружающий мир, создавали свой «уголок мечты», фантазировали, трудились, заботились о животных и путешествовали по своей малой Родине. В этой книге много маленьких хитростей, как стать другом и наставником для своего ребенка.

«Родина в сердце» — книга, посвященная актуальной в настоящее время проблеме патриотического воспитания и обучения подрастающего поколения. «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом», — так считал автор.
«Родина в сердце» поможет современным педагогам сформировать личность с твердой жизненной позицией, которая способна противостоять ложным искушениям и искренне любить родную землю и людей своей страны.

«Как воспитать настоящего человека»
Кто же это такой – настоящий человек, и каким образом, его нужно взрастить? Сухомлинский В.А. делится богатым педагогическим опытом и приводит примеры из жизни. Труд, непримиримость к лени и к безнравственности, искоренение жалости к себе — принципы на которых основывается воспитание человека. «Воспитать настоящего человека, научить его жить – значит научить долженствовать… Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам нашим питомцев», — так учил педагог. Эта книга о воспитании словом. На простых примерах Сухомлинский призывает родителей обратить внимание и на себя, с уважением и сердечностью относиться к своим пожилым родителям.

В книге «Об умственном воспитании» педагог размышляет о многолетнем опыте работы в школе. Автор затрагивает вопросы методики преподавания дисциплин. Как правильно, как лучше преподавать материал — так, чтобы ученики запомнили его. Сухомлинский В.А. пишет о ценности учения, развития мышления, и отмечает, что умственная перегрузка не допустима для детей. Ведь «в те часы, когда ребенок сидит за книгой, ему надо быть на воздухе». И это не значит, что надо ослабить учение. Важно сделать его более доступным, ясным, понятным ребенку. Как это сделать — размышляют учителя и сегодня.

«Книга о любви» — это размышления автора о проблеме любви в обществе, которая не потеряла актуальности и в настоящее время. Как считал педагог, возможность любить заложена в природе человека, сущность любви заключается в отказе от своего прошлого «я» и рождении нового себя. Любовь — это не столько плотская, сколько духовно-нравственная общность мужа и жены трудиться на благо Родины, совершенствовать друг друга. Любить — это значит видеть, переживать и хотеть исправить недостатки другого человека. В книге педагог дает советы и мужчине: «будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине – жене, матери своих детей, своей матери», и женщине: «девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. Любовь горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум».

«Методика воспитания коллектива»
В работе Василий Александрович описывает свой опыт работы в Павлышской школе, рассматривает основные проблемы коллектива, как школьного, так и трудового. Главными вопросами работы являются: как правильно сформировать коллектив, как коллектив влияет на личность, и каждому вопросу отведены отдельные пункты. Актуальность темы обусловлена тем, что каждому человеку в течение всей его жизни нужно будет взаимодействовать с каким-либо коллективом, а каждому педагогу нужно знать, как правильно создать слаженный коллектив.

«Мудрость родительской любви»
Как воспитать настоящего человека — главный вопрос педагога. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о роли и значении педагога, о педагогических принципах актуальны, важны, полезны сегодня. «Воспитывая своего ребёнка, ты воспитаешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство», — так Сухомлинский В.А. высоко ценил роль семьи в становлении личности. Воспитание ребенка — это нечто целое; его духовная жизнь, которая состоит из умственного, нравственного, трудового воспитания.

В работе Борисовский А.М. «В.А. Сухомлинский» рассказывает о жизненном пути и основных педагогических идеях Василия Александровича. Сухомлинский В.А. строил процесс обучения как радостный труд. Большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся, важная роль в обучении отводилась слову учителя. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с природой, о чем и говорил Василий Александрович Сухомлинский.
Список литературы:

Борисовский, Абрам Моисеевич. В.А. Сухомлинский: книга для учащихся/А.М. Борисовский. – Москва: Просвещение, 1985. – 128 с. – Текст: непосредственный


Сухомлинский, Василий Александрович. Как воспитать настоящего человека/В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 288 с. – Текст: непосредственный

Сухомлинский, Василий Александрович. Книга о любви/В.А. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 1983. – 191 с. – Текст: непосредственный


Сухомлинский, Василий Александрович. Методика воспитания коллектива/В.А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с. – Текст: непосредственный


Сухомлинский, Василий Александрович. Мудрость родительской любви/В.А. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 304 с. – Текст: непосредственный

Сухомлинский, Василий Александрович. Об умственном воспитании/В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1983. – 224 с. – Текст: непосредственный


Сухомлинский, Василий Александрович. Родина в сердце/В.А. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 1980. – 175 с. – Текст: непосредственный


Сухомлинский, Василий Александрович. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский. –Киев: Радянська школа, 1974. – 287 с. – Текст: непосредственный