История компьютерных игр

История игровой индустрии началась в конце XX века благодаря появлению ЭВМ , которые использовались для расчётов сложных научных задач. В 1952 году, профессор Кембриджского университета Дуглас реализовал на компьютере EDSAC игру OXO как часть своей кандидатской диссертации, посвящённой взаимодействию человека и вычислительной машины. Пользователю предлагалось сыграть против компьютера в крестики-нолики, заполняя клетки поля при помощи номеронабирателя. Главной причиной почему OXO не получила популярность стало то, что компьютер EDSAC занимал площадь 20 м² и был произведён в единственном экземпляре.

Рынок видеоигр получил массового потребителя только в 70-х годах с появлением первых аркадных автоматов. Первой коммерчески успешной игрой считается симулятор настольного тенниса Pong от компании Atari. По игровому полю, разделённому пополам, летал квадратный мяч, который отбивали ракетками два игрока, перемещая их вверх и вниз. Игра учитывала угол столкновения, скорость мяча и направление движения ракетки. Интересно, что ракетки не могли достать до самой верхней кромки поля — из-за этого даже самые опытные игроки рано или поздно упускали мячи и проигрывали. Сначала этот «баг» хотели исправить, но потом решили, что это стимулирует игроков и начинать новые игровые сессии и кидать монетки в автомат.

Игровая приставка совершила революцию в индустрии

Следующей вехой в истории игр можно считать появление игровых консолей. Видя популярность аркадных автоматов, разработчики поняли, что ещё больше заработать они смогут, если игроку не придётся больше ездить в торговый центр и ждать своей очереди к автомату. Так, в 1977 году появилась Atari 2600 — первая успешная приставка с играми на картриджах объёмом в 32 Килобайта. На этой приставке запускались такие игры, как: Pac-Man, Space Invaders, Mario Bros, Donkey Kong, Frogger, Combat, Kaboom! и многие другие. Чуть позже приставки начали производить Nintendo, Sega и Sony, ставшими крупнейшими разработчиками игр в мире.

Первой в мире консолью, которой удалось поставить рекорд продаж, стала PlayStation 2, увидевшая свет в 2000 году. Компании Sony удалось продать более 100 миллионов экземпляров. Такую популярность приставке принесли около 4000 доступных игр, среди них: серия Grand Theft Auto, Final Fantasy, Need for Speed, Medal of Honor: Frontline, Kingdom Hearts, Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex, Dragon Quest VIII и Guitar Hero. В апреле 2023 года Sony зафиксировала новый рекорд — общий тираж консолей PlayStation составил 500 миллионов устройств.

Видеоигры на мировом рынке

Индустрия продолжала развиваться: одновременно с однопользовательскими играми, стали появляться и игры, рассчитанные на несколько человек, играющих по сети. Первые онлайн-игры были текстовыми приключениями, доступными только нескольким подключённым друг к другу компьютерам. Однако, чем дальше развивались технологии, тем дешевле становились, а значит скоро подключение к интернету могли себе позволить почти все игроки. Так, в конце 90-х появились сетевые игры Ultima Online, Lineage, Starcraft и Counter-Strike, навсегда войдя в историю видеоигр.

Первой популярной MMO стала World of Warcraft от компании Blizzard, вышедшая в 2004 г. На пике популярности в игре было зарегистрировано более 12 миллионов подписчиков, день за днём исследовавших мир игры. Из ММО позже развился жанр MOBA, где акцент сместился с исследования на короткие сражения небольших команд соперников.

Сегодня игровая индустрия и жанр многопользовательских сражений привлекает не только тысячи инвесторов, разработчиков и игроков, но и множество зрителей — киберспорт признан во многих странах мира официальным видом спорта. Чемпионаты по Dota 2 и League of Legends транслируются на многомиллионную аудиторию, а гонорары победителей превышают награды профессиональных спортсменов.