Жорж Санд

(1804-1876)

Писательница

Первый успех Жорж Санд принёс роман «Роз и Бланш» и «Индиана». Затем появились романы «Валентина», «Мельхиор», «Лелия», «Кора», «Жак», «Метелла», «Леоне Леоне». Санд вступила в литературу, когда в романтической прозе господствовали два жанра: исторический роман и «неистовый» роман с нагромождением невероятных событий, «роковых» страстей, убийств, кошмаров и т.д. санд разрабатывала свой жанр – психологический романтический роман.

Все ранние романы носили камерный характер: небольшое число персонажей, узкие рамки повествования, социальные мотивы ещё не приобрели самостоятельного значения, главное – раскрытие психологии. Уже в «Индиане» она отказалась от цветистого стиля «неистовых» романов и разработала простую, гибкую и ёмкую фразу, её отличительная черта –музыкальность.

Второй период творчества связан с увлеченностью Санд социально-утопическими идеями. Произведения утратили камерность. Жорж Санд одной из первых обратилась к жанру социального и социально-утопического романтического романа. В романах Санд социальный пласт важен лишь как материал для постановки моральных проблем, не носящих у романтиков конкретно-исторического характера.

Среди социальных и социально-утопических романов Санд («Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото», «Грех господина Антуана») выделяется роман «Консуэло», раскрывающий отношение к искусству различных социальных классов и групп на фоне жизни 18 века. В нём сделана попытка создать синтез психологического, «неистового» и социального романтического романа. Вышедшая из народных низов цыганка Консуэло воплощает демократический идеал искусства. Продолжение «Консуэло» — роман «Графиня Рудольштадт» был более слабым в художественном отношении.

В третий период своего творчества Жорж Санд продолжала писать романтические произведения в духе психологических романов первого периода («Маленькая Фадетта», «Франсуа-найденыш», «Он и она», «Снеговик», «Маркиз де Вильмер», «Исповедь молодой девушки», «Пьер Перекати-поле», «Нанон») переосмысливая собственную судьбу («История моей жизни»).

Сонд до конца жизни сохраняла верность романтизму, став крупнейшим его представителем во Франции и оказав огромное влияние на развитие европейской литературы.

Высоко ценили Жорж Санд и в России А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский. В. Г. Белинский называл её «Иоанной д,Арк нашего времени», а И. С. Тургенев – «одной из наших святых».

Произведения автора:

посмотреть список литературы
Санд, Жорж. Собрание сочинений. В 9 т. Т.1: Индиана; Валентина : романы / Ж. Санд. — Москва : Художественная литература, 1971. — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2: Лелия; Леоне Леони; Ускок : романы / Ж. Санд. — Москва : Художественная литература, 1971. — 720 с. — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж. Собрание сочинений. В 9 т. Т.5: Консуэло : роман / Ж. Санд. — Москва : Художественная литература, 1972. — 880 с. — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж. Графиня Рудольштадт : роман / Ж. Санд. — Москва : Дом, 1993. — 496 с. — (Семейный роман). — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж. Индиана / Ж. Санд. — Москва : Скорина, 1992. — 256 с. — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж. Индиана; Валентина : романы / Ж. Санд. — Москва : Дом, 1993. — 432 с. — (Семейный роман). — Текст : непосредственный.

Санд, Ж. Консуэло : роман. Т.1. Гл. 1 — LХ / Ж. Санд. — Москва : Художественная литература, 1988. — 351 с. — (Классики и современники). — Текст : непосредственный.

Санд, Жорж.Консуэло : роман. Главы LXI — CV / Ж. Санд. — Москва : Художественная литература, 1988. — 350 с. — Текст : непосредственный.

Об авторе:

посмотреть список литературы
Зубкова, Алла. Полонез для мадам Санд / А. Зубкова. — Текст : непосредственный // Смена. — 2020. — № 3. — С. 108-123.

Санд, Жорж. – Текст : непосредственный //Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 14 (2) : рылеев — сентиментализм. — Москва : Энциклопедия, Инфра-М, 2015. — 480 с. : ил. – С.154.