Жорж Санд
(1804-1876)
Писательница
Первый успех Жорж Санд принёс роман «Роз и Бланш» и «Индиана». Затем появились романы «Валентина», «Мельхиор», «Лелия», «Кора», «Жак», «Метелла», «Леоне Леоне». Санд вступила в литературу, когда в романтической прозе господствовали два жанра: исторический роман и «неистовый» роман с нагромождением невероятных событий, «роковых» страстей, убийств, кошмаров и т.д. санд разрабатывала свой жанр – психологический романтический роман.
Все ранние романы носили камерный характер: небольшое число персонажей, узкие рамки повествования, социальные мотивы ещё не приобрели самостоятельного значения, главное – раскрытие психологии. Уже в «Индиане» она отказалась от цветистого стиля «неистовых» романов и разработала простую, гибкую и ёмкую фразу, её отличительная черта –музыкальность.
Второй период творчества связан с увлеченностью Санд социально-утопическими идеями. Произведения утратили камерность. Жорж Санд одной из первых обратилась к жанру социального и социально-утопического романтического романа. В романах Санд социальный пласт важен лишь как материал для постановки моральных проблем, не носящих у романтиков конкретно-исторического характера.
Среди социальных и социально-утопических романов Санд («Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото», «Грех господина Антуана») выделяется роман «Консуэло», раскрывающий отношение к искусству различных социальных классов и групп на фоне жизни 18 века. В нём сделана попытка создать синтез психологического, «неистового» и социального романтического романа. Вышедшая из народных низов цыганка Консуэло воплощает демократический идеал искусства. Продолжение «Консуэло» — роман «Графиня Рудольштадт» был более слабым в художественном отношении.
В третий период своего творчества Жорж Санд продолжала писать романтические произведения в духе психологических романов первого периода («Маленькая Фадетта», «Франсуа-найденыш», «Он и она», «Снеговик», «Маркиз де Вильмер», «Исповедь молодой девушки», «Пьер Перекати-поле», «Нанон») переосмысливая собственную судьбу («История моей жизни»).
Сонд до конца жизни сохраняла верность романтизму, став крупнейшим его представителем во Франции и оказав огромное влияние на развитие европейской литературы.
Высоко ценили Жорж Санд и в России А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский. В. Г. Белинский называл её «Иоанной д,Арк нашего времени», а И. С. Тургенев – «одной из наших святых».
Произведения автора:
Об авторе: