Евге́ний Абра́мович Бараты́нский

(1800 – 1844)
поэт
Евгений Абрамович Баратынский, выходец из польского дворянского рода, жившего в России с XVII века, олицетворял собой уникальное соединение культур и традиций. Находясь на службе в лейб-гвардии Егерском полку знакомится с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером и А. С. Пушкиным. Известность поэту принесла поэма «Пиры» — о беззаботной жизни этого дружеского «союза поэтов».
В 1820-1825 гг., служа в Финляндии, Баратынский создаёт оригинальную любовную лирику («Ропот», «Разуверение», «Признание») и «финляндскую повесть» «Эда». После смерти Дельвига и запрещении журнала И. В. Киреевского «Европеец» Баратынский отдалился от литературных кругов.
В лирике Баратынского сочетались традиции сентиментальной элегии В. А. Жуковского и духовной оды 18 века, скептическая французская философия «века Просвещения» и идеология немецких романтиков. В противоположность поэтам-романтикам Баратынский сделал предметом поэзии «обнажённую» мысль, для которой не существует запретов и ограничений.
В 1830-х годах Баратынский объявил себя поэтом «разуверения» в противоположность «поэзии веры», одушевлённой сверхличными идеалами. В последнем сборнике «Сумерки» центральной темой стала тема кризиса человечества. Выход из тупика обозначился лишь в одном из последних стихотворений – «Пироскаф». Поэмы «Бал» и «Наложница», где нравственный суд вершится над самим романтическим конфликтом «личность — мир», почитались современниками «холодными», однако в них предвосхищена нравственная проблематика романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
(Новая Российская энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов (гл. ред.) [и др.]. — Москва : Энциклопедия, 2004 — . — ISBN 5-94802-001-0. — Текст : непосредственный.
Т. 2 : А — Баяр. — 2005. – С.880. : ил., карты.)
Произведения автора:
Об авторе:


