Достоевский Федор Михайлович — «великое пятикнижие»

«Великим пятикнижием» Фёдора Михайловича Достоевского принято называть неофициальный цикл из пяти самых масштабных романов писателя. Хронологически они располагаются в следующем порядке:
«Преступление и наказание» (1866 г.),
«Идиот» (1867–1869 гг.),
«Бесы» (1871–1872 гг.),
«Подросток» (1875 г.),
«Братья Карамазовы» (1879–1880 гг).

В определении «великое пятикнижие Достоевского» просматривается связь с «Пятикнижием Моисея», то есть с пятью первыми книгами Библии евреев и христиан, лежащими в основе Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие)
В гениальном русском прозаике Фёдоре Михайловиче Достоевском искра божья вспыхнула ярким пламенем. Мировое учёное сообщество сходится во мнении, объявляя Федора Михайловича литературным пророком, несущим человечеству Вышнюю Весть.
Роман «Преступление и наказание» (1866 г.)

Создание романа началось в августе 1865 года за границей. Сохранился черновик письма писателя от 10-15 сентября 1865 года публицисту Михаилу Каткову с изложением сюжета почти законченной повести и предложением её публикации в журнале «Русский вестник».
Достоевский подробно описывал содержание и главную идею повести: «психологический отчёт одного преступления» молодого человека, исключённого из университета студента, живущего в крайней бедности, который «по легкомыслию и по шатости в понятиях поддался некоторым странным „недоконченным“ идеям». «Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты», чтобы сделать счастливыми мать и сестру. Потом он мог бы окончить университет, уехать за границу и «всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству“».
«…— Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?
Он дрожал как лист, говоря это».
В письме другу, барону А. Е. Врангелю от 28 сентября 1865 года Достоевский сообщал: «…Повесть, которую я пишу теперь, будет, может быть, лучше всего, что я написал, если дадут мне время её окончить».
Выход произведения в свет вызвал в литературном сообществе бурную полемику. Отзывы варьировались от полного неприятия до острого восторга.
Достоевский, Федор Михайлович. Преступление и наказание: роман / Ф.М. Достоевский . — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 672 с.
Роман «Идиот» (1867-1869 гг.)

Роман, которому суждено было впоследствии стать вторым произведением в цикле «великого пятикнижия», был написан за границей. Работу над ним Достоевский начал в сентябре 1867 года в Женеве, произведение было опубликовано в номерах журнала «Русский вестник» за 1868-1869 годы.
Основную идею романа писатель изложил в письме из Женевы к А. Н. Майкову: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её.
Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно».
Слово «идиот», имеет у Достоевского три разных, даже взаимоисключающих толкования. Первое значение— бытовое (дурачок), второе значение — медицинское (идиотия как диагноз), третье значение— архаическое, не использующееся в современном языке (в Древней Греции идиотом называли человека, закрыто живущего частной жизнью и не принимающего участия в собраниях общества, в спорах и широком общении).
«…Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота? Я вхожу и думаю: «Вот меня считают за идиота, а я все-таки умный, а они и не догадываются…». У меня часто эта мысль…»
Трагичность романа заключается в том, что главному герою, князю Льву Николаевичу Мышкину попытками вмешательства в судьбы других персонажей никого не удаётся осчастливить, не удаётся победить враждебные силы, жертвой которых, в конце концов, становится и он сам, потеряв рассудок.
Достоевский, Фёдор Михайлович. Идиот: роман / Ф. М. Достоевский. — Москва : Эксмо, 2020. — 640 с.
Роман «Бесы» (1871-1872 гг.)
В основе сюжета лежит реальное событие, всколыхнувшее всю интеллектуальную Россию 70-х годов – «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел».

Художественный замысел романа, по выражению Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев».
Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории.
Достоевский показывает, как бумерангом может вернуться и возвращается стремление уничтожить общественные ценности, морально-нравственные идеалы, традиции, которые передавались из века в век, от поколения к поколению.
«…У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук к талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! …»
Безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории — эти духовно-психологические предпосылки развращающе действуют на душу и формируют «ум без почвы и без связей — без нации и без необходимого дела».
Достоевский, Фёдор Михайлович. Бесы: роман / Ф. М. Достоевский. — Санкт — Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. — 704 с.
Роман «Подросток» (1875 г.)

Роман-исповедь, в котором рассказывается о становлении характера и жизненной позиции девятнадцатилетнего человека, уже не подростка, но и не взрослого.
«Я бы назвал его подростком, если бы не минуло ему 19-ти лет». Достоевский рассуждает: «В самом деле, растут ли после 19 лет?».
19-летний Аркадий Долгорукий пытается воплотить «идею Ротшильда».
«…Мне не нужно денег, или, лучше, мне не деньги нужны; даже и не могущество; мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединённое и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьётся мир! Свобода! Я начертал наконец это великое слово… Да, уединенное сознание силы — обаятельно и прекрасно. У меня сила, и я спокоен…»
Роман был начат в феврале 1874 года и завершен в ноябре 1875 года, в 2025 году ему исполняется 150 лет.
Достоевский, Фёдор Михайлович. Подросток: роман / Ф. М. Достоевский. — Москва : Просвещение, 1988. — 510 с.

Роман «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.)
Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича, вершина творчества Достоевского, одно из самых знаменитых произведений гениального писателя. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель шёл всю жизнь.
Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых автор рассказывает об извечной борьбе Божественного и дьявольского в человеческой душе.
«…Что-то горело в сердце Алеши, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы восторга рвались из души его… Он простер руки, вскрикнул и проснулся…».
«Братья Карамазовы» — это духовная биография Фёдора Достоевского, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке петрашевцев до глубоко верующего человека.
Достоевский, Фёдор Михайлович. Братья Карамазовы: роман / Ф. М. Достоевский. — Москва: АСТ, Астрель, 2010. — 781 с.
Понять идеи Федора Михайловича возможно только через знакомство с его произведениями. Приглашаем посетить библиотеку и познакомиться с творчеством великого писателя.
«Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте…»
И. Анненский