Домены: история длиной в Интернет
В самом начале существования Интернета информация обо всех, тогда ещё совсем немногочисленных, компьютерах, подключённых к Сети, хранилась в файлах etc/hosts. Эти текстовые файлы использовались при трансляции доменных имён в сетевые адреса узлов. Однако буквально за два года хостов стало больше тысячи, начались проблемы с трафиком. С развитием инфраструктуры Интернета понадобилась система, которая бы упорядочила постоянно растущую в объёмах информацию.
Строго говоря, называть доменное имя доменом неправильно. Это жаргонизм. Адрес сайта в сети Интернет — это полное доменное имя, включающее в себя:
- доменное имя второго, третьего, четвертого и т. д. уровня — имя, выделенное владельцу ресурса, без учёта домена первого (верхнего) уровня (.COM, .RU и т. п.) и домена нулевого (корневого) уровня (.);
- доменную зону (домен верхнего, или первого уровня) — обозначение принадлежности к географической (.RU, .EU, .KZ) или тематической зоне (.EDU, .GOV, .AERO, .ORG, .COM, .BIZ, .NET).
Вся совокупность доменов разных уровней и составляет полное доменное имя — уникальный адрес сайта в Сети. Эти уникальные адреса распознаёт и интерпретирует DNS (Domain Name System), система для получения информации о доменах. На самом деле, красота имени вашего сайта DNS абсолютно безразлична, ей нужна информация об IP-адресе для соединения с узлом. А доменные имена предназначены, прежде всего, для удобного запоминания и идентификации адреса сайта. Они принимают участие в формировании имиджа компании точно так же, как это делают товарный знак, название, оформление упаковки и прочее. Это стартовый пункт видимости в Сети, без которой трудно выжить практически любому бизнесу.
Как неоднократно показывал опыт человечества, всё, что имеет ценность в плане воздействия на память/психику/сознание потенциального потребителя, рано или поздно становится объектом войны, споров, афер, крупных и не очень сделок. В результате ценный объект обрастает мифами, легендами и красивыми историями. Домены не исключение.
Живые легенды: .COM и .ORG
Один из первых доменов верхнего уровня иерархии — .COM, существующий с января 1985 года. Сначала им управляло Министерство обороны США, но вскоре домен был передан компании SRI International. Изначально зона .COM была создана для заведения адресов коммерческих компаний. Первым доменом в этой зоне стал адрес symbolics.com (появился 15 марта 1985 года). Сейчас .COM не накладывает никаких обязательств на владельца — сайт может быть любой направленности, и этот домен верхнего уровня по-прежнему остаётся самым популярным международным доменом.
На сегодня в зоне .COM насчитывается 125 620 040 доменов. Кстати, до доткомов корпорации использовали доменное имя .COR.
Несколько примечательных историй о зоне .COM
- http://www.milliondollarhomepage.com/ — домен с прекрасной историей. Этот сайт был придуман 21-летним Алексом Тью, которому не хватало денег, чтобы получить высшее образование. 26 августа 2005 года он начал распродавать каждый пиксель по цене $1 (минимальный заказ 10×10 пикселей). Покупатели приобретали место и размещали изображения и ссылки на этом сайте со своеобразным вирусным эффектом. Последний пиксель был продан на eBay за $38 100. Главная сайта до сих пор жива и кликабельна (и там даже есть реклама газеты The Times).
- http://www.llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwyll-llantysiliogogogoch.com — самое длинное имя в зоне .COM принадлежит одной уэльской деревне. Сейчас сайт не имеет отношения к ней и является припаркованным доменом для реферального заработка.
- По информации VeriSign, самые популярные слова, используемые в доменных именах зоны .COM, — это «home» (1,2 млн), «online» (1 млн) и «land» (891 тыс.).
- Домен business.com был продан за сумму от 340 до 360 миллионов долларов США, что примерно равно годовому бюджету Мальдив или Сьерра-Леоне.
- 28 сентября 2015 г. экс-сотрудник Google Санмай Вед воспользовался сервисом Google Domains и обнаружил, что адрес Google.com свободен. Вед купил его за $12. Историю из уст самого Санмая можно прочитать в его Linkedin. Для тех, кому лень, конец таков: Санмай сообщил об инциденте в службу безопасности Google, началось внутреннее расследование. Корпорация предложила вознаграждение, однако Санмай отказался и попросил передать сумму в фонд Art of Living India, обеспечивающий бесплатное комплексное образование детям из индийских трущоб. Google удвоил сумму и передал её в фонд, в интересах компании детали итогов расследования и размер вознаграждения не разглашаются.
- В 2015 году самым дорогим доменом стал домен Porno.com, приобретённый еще в феврале прошлого года за 8 888 888 долларов США. Второе и третье место разделили домены PX.com и 588.com — по 1 млн долларов за каждый.
Кстати, о самых дорогих (не рейтинг, просто отдельные имена на слуху):
- sex.com — $13 000 000 (2010 год),
- Fund.com — $9 999 950 (2008),
- Porn.com — $9 500 000 (2007),
- Bingo.com — $8 000 000 (2014),
- Diamond.com — $7 500 000 (2006),
- Toys.com — $5 100 000 (2009),
- Vodka.com — $3 000 000 (2006),
- Computer.com — $2 100 000 (2007),
- Russia.com — $1 500 000 (2009),
- eBet.com — $1 350 000 (2013),
- MM.com — $1 200 000 (2014).
Таких примеров очень много. Примечательно, что часть этих сделок связана с именем человека, получившего неформальный статус короля доменов. Это президент и соучредитель первой доменной конференции T.R.A.F.F.I.C. Рик Шварц (Rick Schwartz). Первое доменное имя LipService.com он приобрёл в декабре 1995 г., заплатив $100. Согласитесь, серьёзная инвестиция. Однако через несколько лет Рик вышел на миллионные сделки. Например, домен Men.com он продал за $1,32 миллиона. Шварц стал первым, кто осознал ценность прямого трафика, когда пользователи не ищут сайт через поисковик, а вбивают запомнившееся доменное имя в строку браузера (чувствуете мощь инвестиции в хорошее доменное имя?). Ну а дальше пошло-поехало:
- Шварц зарегистрировал доменное имя eBet.com в 1996 году за $100, а практически через 20 лет продал его компании Network Solutions за $1,35 млн.
- Продал доменное имя candy.com за $3 млн кондитерской компании G&J Holdings.
- Зарегистрировал porno.com в 1997 году за $42 000. После этого он заработал более $10 млн на рекламе и редиректах. Ну а в феврале 2015, как сказано выше, продал домен за $8 888 888.
Домен .COM стал неотъемлемой частью международного бизнеса, имена в этой зоне — объектом самых дорогих сделок в истории доменных имён. Вокруг доткомов сосредоточились киберсквоттеры, хакеры и любители наживы со всего света.
Домен .ORG
Немного иначе обстоит дело с доменом верхнего уровня .ORG. Он появился в 1985 году, вместе с .COM, и существует уже 30 лет. Домен .ORG создан для некоммерческих организаций, благотворительных фондов, волонтёров, культурных и научных проектов. Например, 13 января 2001 года в нём заработала «Википедия» (wikipedia.org). В домене .ORG на 04.04.2016 насчитывается 10 911 485 доменных имён. Это третий лидер после домена верхнего уровня .NET (15 653 571 доменных имён).
О домене .ORG можно говорить очень долго, так же, как и о его «резидентах». Но лучше не спеша почитать и посмотреть юбилейную инфографику-таймлайн — это правда очень интересно. Круче и не расскажешь.
Короткие факты о национальных доменах
- Зона.РФ — первая в мире кириллическая доменная зона.
- Первыми доменными именами в зоне.РФ стали президент.рф и правительство.рф.
- До создания доменов верхнего уровня на национальных языках нелатинские алфавиты использовались только в написании доменов второго и ниже уровней.
- Первыми взбунтовались испаноязычные страны — Чили ввела доменные имена с буквой ñ и другими диакритическими знаками.
- В странах Евросоюза разрешение на использование диакритических знаков не привело к бурному росту регистрации подобных доменов, в отличие от стран с кириллическим алфавитом, в частности, России. Кто-то объясняет это нежеланием сепарировать аудиторию, кто-то — отсутствием стремления к этнической самоидентификации.
- Национальный домен верхнего уровня для Малайзии .MY — самый быстрорастущий среди азиатских представителей. Введён в 1987 году. До 27 марта 2008 года в малайзийском домене .MY была возможна регистрация имён только третьего уровня в семи доменах второго уровня: COM.MY, NET.MY, ORG.MY, GOV.MY, EDU.MY, MIL.MY и NAME.MY.
- Ещё один примечательный национальный домен — .SU, домен верхнего уровня для СССР (Soviet Union). Был зарегистрирован 19 сентября 1990 года от имени Ассоциации пользователей UNIX (Soviet UNIX User’s Group) (при Курчатовском институте). После ряда перипетий и формальной консервации остался в живых, в нём доступна регистрация доменных имён.
Национальный домен — необходимый атрибут бизнеса, желающего развиваться в каждом из регионов. Знакомые буквы в конце доменного имени подсознательно ассоциируются у пользователя с родной страной, легче запоминаются, доверие к ним выше. А значит, растёт лояльность к компании, владеющей сайтом.