Градостроение и урбанистика: 3 книги

Книги из подборки пригодятся всем, кто хочет узнать, что происходило и происходит с городами, в которых мы живем, и чего можно ожидать от ближайшего будущего в организации городской жизни.

Монография посвящена городским и территориальным исследованиям. Рассматриваются актуальные подходы и вопросы методологии, а также российский и международный практический опыт территориальных исследований. Монография состоит из трех разделов. Научное издание подготовлено на кафедре территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС в рамках ежегодной конференции «Глазычевские Чтения» — 2020 при поддержке АО «ДОМ.РФ». Издание адресовано исследователям, научным сотрудникам и специалистам в сфере управления городским и территориальным развитием.

О чем?

Авторы монографии рассматривают актуальные подходы и вопросы методологии, а также российский и международный практический опыт территориальных исследований.

Издание состоит из трех разделов:

– Городские исследования: COVID-19.

– Территориальные исследования: общие подходы и вопросы методологии.

– Практический опыт территориальных исследований.

Первый раздел рассматривает аспекты и возможные инструменты по управлению территориями в условиях глобального вызова – пандемии COVID-19, охватившей весь мир в 2020 году.

Второй раздел посвящен общим подходам и вопросам методологии территориальных исследований. Охватывает широкий круг вопросов: разработка документов территориального планирования и стратегий социально-экономического развития, экономические аспекты управления сжатием, противоправное поведение в современном мегаполисе, влияние последствий ликвидации вузов на пространственное развитие, применение геоинформационных систем в сфере городского муниципального управления, партиципаторное бюджетирование и творческие индустрии в контексте городского развития.

Третий раздел исследует вопросы практического опыта территориальных исследований: управление пространственным развитием метрополий, социально-экономические барьеры и предпосылки применения природоподобных решений в городской среде, фактор территориального развития – «гений места», механизмы вовлечения жителей в проекты развития городской среды, визуальные аспекты городской среды, продуктивную деятельность школьников и студентов в рамках исследования города, «формулу места» малых городов.

Городские исследования: теория и практика : монография. — Москва : Проспект, 2020. — 350 с. ; 21 см. — Текст : непосредственный.

Коллективная монография посвящена современным трендам городского развития, формирующим новый облик и социальную ткань городов будущего: расширению участия жителей в принятии решений по широкому кругу вопросов городской жизни, возрастающей роли креативной экономики и творческих индустрий, вызовам и ограничениям пространственного развития урбанизированных территорий. Научное издание подготовлено на кафедре территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС в рамках ежегодной конференции «Глазычевские чтения» — 2021 при поддержке Фонда ДОМ.РФ. Издание адресовано исследователям, научным сотрудникам и специалистам в сфере управления городским и территориальным развитием.

О чем?

О современных трендах городского развития, формирующих новый облик и социальную ткань городов будущего:

— расширение участия жителей в принятии решений по широкому кругу вопросов городской жизни;
— возрастающая роль креативной экономики и творческих индустрий;
— вызовы и ограничения пространственного развития урбанизированных территорий.

Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии : монография. — Москва : ИД «Дело» РАНХиГС, 2021. — 376 с. — Текст : непосредственный.

Эта книга – практическое руководство по повышению привлекательности территории (региона, города, района) средствами маркетинга, рекламы и PR. В книге рассматриваются процедуры создания бренда на примерах из российской практики – как для состоятельных муниципальных образований, так и для тех, кому приходится затягивать пояс. В книге предлагаются практические рекомендации, которые могут быть использованы по аналогии для решения таких задач, как повышение инвестиционной привлекательности, создание достопримечательностей, организация мероприятий и событий и др. Вы узнаете о том, как создавать программу продвижения и как избежать типовых ошибок. Впервые книга была издана в 2011 году.

О чем?

Каждый может представить себе Черное море: солнце, вода, пляжи… Если объехать Черное море по периметру, станет очевидно: солнце, вода, пляжи везде одинаковые, а экономические успехи в разных странах отличаются… в сотни и даже тысячи раз. Это – факт. Дело не только в природе. Дело в управлении своей территорией. На международных и федеральных встречах, круглых столах и конференциях руководители городов и территорий все чаще говорят о необходимости выделяться на фоне остальных и задумываются о том, как это можно сделать.

В России первую книгу на эту тему издал А. Панкрухин («Муниципальное управление. Маркетинг территорий»). Тематика развития территорий затрагивается в работах В. Л. Глазычева «Глубинная Россия 2000–2002», «Урбанистика». Его исследовательские и научные произведения чрезвычайно полезны при подготовке программы продвижения территории, хотя речь в них идет не о бренде. Познавательны статьи Н. Зубаревич и ее монография «Социальное развитие регионов России. Проблемы и тенденции переходного периода». Вопросы продвижения средствами маркетинга, рекламы и PR рассматриваются в работах и программных продуктах И. Викентьева и С. Сычева.

Непосредственно брендингу территорий посвящена монография А. Стася «Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды». В последние восемь лет появилось множество публикаций специалистов на темы: бренд региона, имидж региона, маркетинг мест, позиционирование, инвестиционная привлекательность региона, продвижение и PR территории, конкурентоспособность региона и др. Все это – темы одного порядка, а рост количества публикаций говорит об одном: повышение привлекательности территории становится все более актуальным. Об этом также свидетельствуют концепции, стратегии и аналитические доклады, которые представляются на круглых столах. Однако по-настоящему сильный региональный бренд пока удалось создать единицам.

Блашенкова, Вера.Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в России : практическое руководство / В. Блашенкова. — Текст : непосредственный.