А́нна Андре́евна Ахма́това
(настоящая фамилия Горенко)
(1889-1966)
Поэтесса
Анна Андреевна – жена Н. С. Гумилёва. Известность ей принес сборник «Вечер». После публикации книги «Чётки» упрочилось представление об Ахматовой как об одной из самых оригинальных русских поэтесс, а после издания «У самого синего моря», сборника «Белая стая», «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» имела репутацию одного из лучших русских стихотворцев.
Войдя в 1912 году в группу поэтов- акмеистов, Ахматова на протяжении всего творческого пути сохранила верность акмеистской поэтике, понимаемой ею как приверженность выверенному, точному слову и как диалог с мировой поэзией.
Поэзия Ахматовой – своеобразный «лирический роман». Ее стилю свойственны конкретность, афористичность, философичность и аналитическое отношение к эмоциям, элементы намеренной прозаизации стиха, ясность слога и кажущаяся простота текстов, за которой скрывается сложность скрупулёзная выверенность структуры.
В 1910-1920-х годах тематически лирика Ахматовой развивалась от абсолютного доминирования любовной темы (драма неразделённой любви, «грешная» и «демоническая» страсть) к синтезу любовных мотивов с темами истории, исторической вины и ответственности, предназначения поэта и судьбы страны.
Октябрьскую революцию 1917 года Анна Андреевна не приняла и после 1921 года смогла опубликовать только сборник «Из шести книг» и «Бег времени».
Поступком гражданского мужества стала поэма «Реквием» — художественное воссоздание времени репрессий 1930-х годов, жертвой которых стал ее сын Л. Н. Гумилёв. Трагедия разлучённой с сыном матери раскрывается в поэме в символической евангельской проекции как Распятие Сына и скорбь Матери у Креста.
«Поэма без героя» — многоплановое повествование, воссоздающее мифологию и поэтику русского символизма.
Тонким психологизмом отличаются работы Ахматовой о творчестве А. С. Пушкина. Непревзойдёнными остаются её переводы произведения восточных, западно-европейских, еврейских, армянских, грузинских, латышских, литовских и других поэтов.
В последние годы жизни Анна Ахматова воспринималась как реальный символ «серебряного века», хранительница традиций дореволюционной русской культуры.
Произведения автора:
Об авторе: