Порисуем: комикс или манга?

Обсудим различия в таких литературных жанрах, как комикс и манга:
комикс — это история, рассказанная с помощью последовательности картинок. Комикс объединяет в себе черты литературы и книжной иллюстрации, доносит информацию до читателя через визуализацию. Комикс для тех, кто больше любит смотреть, а не читать.
Откуда возник этот жанр литературы расскажет книга «История комиксов» Фреда Ван Ленте (возьми в библиотеке).

«После книг Скотта МакКлауда по теории комиксов и научно-популярных романов Ларри Гоника идея сделать историю комиксов в комиксах выглядит не особореволюционной -, говорит Том Сперджен,- но все же так еще не делали <…>
Если представить, что комиксы – это слон, которого должны описать несколько слепых, то Фред Ван Ленте и Райли Данлеви сделали невозможное. Они одновременно и отошли подальше, чтобы представить общую картину, и шагнули поближе, рассмотрев и проанализировав мелкие детали, которые зачастую кардинально меняли ход событий. Комиксы – это слон, живой организм, жизнь которого наделена смыслом.
Детали и перспектива – так построен каждый комикс. И так же написана эта история комикса. А теперь- наслаждайтесь!»

Так какие же комиксы мы встречаем чаще всего?
Экшн-комиксы — американская серия комиксов, в которой дебютировал Супермен, один из самых известных супергероев.
Первые комиксы были чёрно-белыми, а первый цветной газетный комикс появился в 1894 году в газете «Нью-Йорк Ворлд», его автором был Уолт Макдугал.
Первые газетные комиксы были чисто юмористическими и сатирическими, но, начиная с двадцатых годов двадцатого века, в прессе по обе стороны Атлантического океана стали появляться приключенческие и детективные истории. «Спирит», «Бак Роджерс», «Флэш Гордон», «Приключения Тинтина» завоевывали себе кучу поклонников, огромным спросом пользовались и газетные стрипы о приключениях Микки Мауса от Флойда Готтфредсона и Эла Талиаферро. Сложилось даже своеобразное разделение газетных комиксов на ежедневные, выходящие по будням, и воскресные: если ежедневные стрипы печатались в чёрно-белом цвете, но воскресные комиксы были цветными.
До 1929 года комиксы шли исключительно как дополнение к уже существующим газетам и журналам и их нельзя было купить отдельно, но в 1929 году ситуация поменялась — в издательстве Dell вышел первый номер журнала Funnies, в котором перепечатывались лучшие газетные истории из одноимённого ежедневного стрипа. Спустя пять лет издатели принялись печатать в журналах и оригинальные рассказы, а в 1938 году рынок комиксов изменился навсегда с выходом первого номера Action Comics, на обложке которого красовался один из самых культовых комиксных героев всех времён — Супермен. С его появлением началась эра, которую позже назовут Золотым веком комиксов.
И сегодня экшн-комикс — продукт серийный. Они выходят в виде журналов на глянцевой бумаге, с цветной печатью (синглами), обычно раз в месяц. Позже несколько синглов могут переиздать в мягкой обложке (ТПБ) или твёрдой (хард).
Готовить такие выпуски нужно быстро, поэтому в издательствах пользуются услугами узких специалистов. Сценарий сначала направляется к художнику, который делает первоначальный набросок, раскадровку и рисунок, затем страницы направляются к контуровщику, который, рисует контуры тушью или в графических редакторах. После черно-белым комиксом занимаются специалисты по леттерингу, колористы, верстальщики. Бывают случаи, когда экшн-комикс готовит один человек, но это тяжело и долго.
Смысловая нагрузка экшн-комикса — развлечь читателя, увлечь в героический сказочный мир, поэтому они яркие, кинематографичные. Раскадровка разнообразна, ставка делается на динамику, невообразимые углы обзора и крутую перспективу.
Стиль рисунка в таких комиксах достаточно реалистичен (классический стиль Марвел и т.п.), в работе с цветом также идет упор на реалистичность.
Что есть в библиотеке:

Интересен такой вид комикса, как авторский.
Авторским он назван потому, что создаётся одним человеком, который является и писателем, и оформителем. Либо двумя людьми — сценаристом и художником.
Публикуются такие комиксы, как правило, одной книгой, в мягкой или твёрдой обложке.
Этот вид может позволить себе простор фантазии. Издания изобилуют размышлениями, отличаются работой с цветом (или отсутствием цвета). Оформление варьируется от реалистичного до предельного минимализма, обязательно соответствует идее сюжета.
Такие комиксы предлагают темы серьезнее, чем классический экшн-комикс.

Что есть в библиотеке:

Комиксы о науках и фактах:

Еще одна разновидность комиксов, не менее популярная вышеперечисленных — это манга (японский комикс). Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба Содзё (другое имя — Какую) нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, которые пародируют людей из высшего общества, и о буддийских монахах, нарушавших устав.
Индустрия манги отличается от американской. Мангу читают в Японии все,от младенцев до пожилых людей, и выпускается она не тоненькими синглами, а еженедельными сборниками толщиной сравнимой чуть ли не с изданием Дж. Толкина «Полная история Средиземья». Сборники печатаются на тонкой бумаге и обычно монохромные — цветные страницы в них редкость. Помимо историй, в таких сборниках печатают также рейтинг манги на основе читательского голосования, а манга, упавшая вниз рейтинга, сразу закрывается. В этой индустрии идет настоящая неугасимая битва за любовь читателей и за возможность оставаться в топе.
К тому же, как и в случае авторского комикса, мангака — сам себе сценарист и сам себе художник, и только с ростом популярности своих историй может нанять ассистентов, просто потому, что сам не успевает за спросом на собственные произведения.
Иногда манга сразу выпускают отдельным томом — танкобоном, иногда в них переиздается манга, выходившая в сборниках (как правило, самая популярная).
Оформление: Манга имеет четкий стиль рисунка, хоть он и может варьироваться от реалистичного до упрощенно-карикатурного. Рисунок достаточно прост (это связано с частотой выхода изданий). Манга также использует особую систему символов, обозначающих эмоции персонажа эманата: крестики, спиральки, сердечки, ромбики-глаза.
Главное отличие манги от западных комиксов в том, что она читается справа налево. При этом и композиция страницы тоже читается справа налево. При переводах мангу могут отзеркаливать, потворствуя иноязычным читателям, но некоторые мангаки против этого.
Манга, в основном, черно-белая. В качестве полутонов используются скринтоны — специальные подложки с напечатанными текстурами, чаще в виде множества точек. Это ускоряет работу, в отличие от штриховки.
Еще одна особенность — своеобразный темп повествования. Манга (как и аниме) часто использует кадры с фокусом на деталях окружающей обстановки, что создает настроение, ощущение момента, замедляет повествование и придает фактуру и атмосферность. И это главное отличие от западного комикса, который больше концентрируется на действиях и динамике.
Что есть в библиотеке:

Что ждет библиотека в новом году:
Уже в январе придут новые поступления манги:


Комиксы:

В течение 2023 года библиотека будет пополнять коллекцию манги и комиксов, приходите почитать!

А еще 27 ноября в 13-00 запускается лаборатория комиксов в Центральной городской модельной библиотеке. Вход свободный. Комикс-лаборатория – это творческая площадка для тех, кто любит комиксы в любом их исполнении.
В течении нескольких месяцев мы будем читать, смотреть, обсуждать создание рисованных рассказов.
Мы собираем людей, интересующихся чтением комиксов или созданием собственных. А также тех, кто недавно открыл для себя это направление. На первом занятии состоится знакомство куратора с участниками будущего клуба любителей комикса.

15 декабря в 12-00 библиотека приглашает всех желающих на мастер-класс «Рисуем комикс» с Олесей Лобанчук. Художник расскажет историю появления жанра, покажет секреты создания комиксов. Все материалы для рисования предоставляются.
Входной билет – 250 рублей, возможна оплата Пушкинской картой.