/ ЦГМБ

Казачество в живописи

Центральная городская модельная библиотека вновь распахнула двери для первокурсников Новоалтайского Государственного художественного училища, пригласив их на экскурсию. Сотрудники рассказали об услугах библиотеки, необходимых для выполнения учебных задач. Состоялось знакомство с литературой по искусству, представляющей интерес для ребят: учебные пособия по живописи и дизайну, альбомы с информацией о жизни и творчестве художников. Интерес вызвали не только новинки по этой теме, поступившие в библиотечный фонд в последние два года, но и издания прошлых лет, особенно, большеформатные с репродукциями картин.
В этот же день студентам была предложена информационная программа по теме, которая давно привлекает художников — «Казачество в живописи». История казачества была представлена в русском изобразительном искусстве.

Так, яркий пример, это великолепная живопись русского художника Сурикова Василия Ивановича: знаменитые полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин». Жизнь и творчество этого художника отображены в книге Т. Муравьевой «Московские живописцы. От Андрея Рублева до Константина Юона». Автор показывает историю работы над картиной «Покорение Сибири», сюжетом которой был взят один из ключевых моментов завоевания Сибири – взятие русскими войсками под предводительством Ермака крепости Искер, столицы хана Кучума. Трудно найти общие черты в судьбах этих двух выдающихся казаков, один из которых погиб во время боевого похода, а второй сложил голову на плахе. Тем не менее, образы Ермака и Разина — это два «полюса», между которыми и заключена историческая судьба российского казачества. История России, увиденная глазами Василия Сурикова, — это «живая жизнь» с её страстями, конфликтами, подвигами и предательствами, славой и бесславием. Эта правдивость идет от того, что Василий Суриков родился в Красноярске и происходил из казачества.

Более подробно узнать о Сурикове В. И. и его наследии можно в книге Ясниковой Т. «Суриков» из серии «Жизнь замечательных людей».

Не менее известна картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Об истории этой картины можно прочитать в книге Ю. Варенцовой «Передвижники». Как пишет автор, главный герой произведения – смех, почтипо Гоголю. Ведь на полотне, кажется, изображена вся палитра состояний «человека смеющегося»: здесь и надрывают животы от хохота, и покатываются со смеху, и хихикают, и скалят зубы.

Также, издание Жабцевой В. М. «Русская жанровая живопись» предлагает подробную характеристику, сведения о написании, размере, последнее место хранения картины Репина.

В русской батальной живописи тема казаков раскрыта в картине Виллевальде Богдана Павловича «Казаки в Бауцене в 1813 г.». Это полотно относится к позднему этапу творчества Виллевальде. Во многих картинах этого периода художник отходит от помпезности и парадности своих масштабных батальных сцен и всё своё мастерство, способность «воплощать на холсте вещественную красоту мира», умение безупречно писать лошадей применяет в создании композиций, изображающих мирные моменты отдыха солдат между сражениями. Краткую биографическую и творческую информацию о художнике читатель найдет в книге «100 великих русских художников».

Другим представителем батального жанра, раскрывающим тему казачества, был ученик батального класса Виллевальде Б. П. – Филлипов Константин Николаевич. Оставаясь в рамках академических традиций, художник одним из первых представил зрителю новый взгляд на войну – с точки зрения рядового солдата и вовлеченных в нее мирных жителей.

Информация об этом художнике есть в биографическом словаре «Русские живописцы. XVIII-XIX века».
В этом же издании представлена информация о Рубо Франце Алексеевиче.
Немалая доля работ этого выдающегося русского художника-баталиста (автора знаменитой панорамы «Бородинское сражение») посвящена русским казакам. Однаиз главных его картин «Казаки у горной речки». Рубо досконально изучал этнографические источники, с кавказскими, например, как отмечают исследователи, он «сроднился» (в XVII веке Терские казаки самостоятельно вели постоянные боевые действия с народами Северного Кавказа и могущественной Османской империей. Они часто захватывали крепости, которые не могли взять регулярные войска московского царя).

Список литературы ЦГМБ:
Варенцова, Юлия Олеговна. Передвижники/Ю. О. Варенцова – Москва: Эксмо, 2020 – 256 с.: ил. – Текст: непосредственный
Жабцев, Владимир Митрофанович. Русская жанровая живопись/В. М. Жабцев — Минск: Харвест, 2008 — 128 с.: ил.– Текст: непосредственный
Муравьева, Татьяна Владимировна. Московские живописцы. От Андрея Рублева до Константина Юона/Т. В. Муравьева – Москва: ООО Издательский дом «Вече», 2017. – 384 с.: ил.– Текст: непосредственный

Русские живописцы VIII – XIX века: биографический словарь. – Санкт-Петербург, Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 768 с.: ил. – Текст: непосредственный
100 великих русских художников – Москва: Белый город, 2009. – 520 с.: ил.
Ясникова, Татьяна Викторовна. Суриков/Т. В. Ясникова. – Москва: Молодая гвардия, 2018. – 464 с.: ил. – Текст: непосредственный