Алтайская железная дорога

10 февраля 1911 года Совет министров России принял решение о строительстве Алтайской железной дороги: Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск с веткой до Бийска.

Хотя на совещаниях межведомственной комиссии по постройке новых дорог при Министерстве финансов неоднократно до 1911 года рассматривались конкурирующие варианты Алтайской железной дороги: от Барнаула до станции Тайга, до Омска с веткой на Павлодар или Семипалатинск – Барнаул – Новониколаевск.

Одобрили проект только в марте 1912 года Совет Министров и Государственный совет России, а в начале июня император Николай II Высочайше утвердил третий вариант проекта строительства Алтайской дороги с ответвлением на Бийск.

Отсыпка и укладка путей на юг от Великого Сибирского пути (сегодня Транссиб) начались сразу после одобрения. На участке Алтайская – Барнаул применялись два экскаватора на рельсовом ходу. Грунт возили на платформах. Но, все-таки, основную работу делали крестьяне из близлежащих деревень, возившие все на грабарках (конные тачки).

Первые паровозы и вагоны доставлялись по Оби на баржах. До рельсов в Чесноковке (станция Алтайская) везли на лошадях в разобранном состоянии. Главную трудность представляла переправа через Обь. Мост построили только к концу сентября 1915 года, а уже 4 октября на перрон барнаульского вокзала прибыл первый поезд, проследовавший в Семипалатинск.

Алтайская железная дорога значительно упростила транспортировку алтайского зерна, мяса, масла за Урал. А во время Великой Отечественной войны именно по ней в край были эвакуированы десятки крупных заводов с западной части СССР. В том числе и Алтайский вагоностроительный завод.

Сегодня бывшая Чесноковка, сортировочная станция Алтайская, считается одной из крупнейших на сети железных дорог России.

Чепкина, Т. Как всё начиналось. [Текст] : хронограф / Т. Чепкина // Вечерний Новоалтайск. — 2010. — 16 сент. — С. 3

Пазенкова, З. Н.
Путь в 75 лет [Текст] : к юбилею Алтайской дистанции пути имени И. К. Гусельникова. 1937 — 2012 / З. Н. Пазенкова. — Барнаул : Колибри, 2012. — 351 с

Романов, Андрей Николаевич
Заповедные тропы Алтайского края. 7 чудес Горной Колывани [Текст] : путеводитель / А. Н. Романов. — Барнаул : Апостроф, 2016. — 180 с. : ил

Дорога железная, а люди золотые [Текст] : 90 лет локомотивному эксплуатационному депо Барнаул. — Барнаул : Алт. полиграф. комбинат, 2004. — 200 с. : ил.

Фото из архива Новоалтайского краеведческого музея им. В.Я. Марусина

Больше об истории Алтайской железной дороги вы можете узнать в отделе краеведения.